Точнее, речь идет о серии семинаров, посвященных теме зелёной трансформации в Европе, где чешские и польские эксперты делились своим видением перехода к «зеленой» экономике. Среди экспертов был Дариуш Швед ‒ политик, активист, один из попечителей фонда Green Institute Foundation и председатель его Программного совета.
Прийти к энергетической демократии, по мнению Дариуша, можно только через выполнение целей и задач Европейского зелёного курса (далее ‒ ЕЗК). Здесь очень важно достичь такого уровня взаимодействия и вовлеченности всех заинтересованных сторон, чтобы в будущем создать документ о Зелёном курсе на глобальном уровне, как часть европейской климатической политики.
Энергетическая демократия как результат достижения целей ЕЗК
На сегодняшний день основа ЕЗК ‒ это пакет документов «Чистая энергия для всех европейцев», подготовка которого началась еще в 2018 году. Одну из его основных целей ‒ энергоэффективность ‒ Европейский союз до 2030 года планировал увеличить на 32,5%. Но события прошлого года изменили эту цифру, и сегодня в документах фигурирует 39%.
Второй целью ЕЗК стало увеличение доли возобновляемых источников энергии (далее ‒ ВИЭ) по меньшей мере не менее на 32% к 2030 году. И опять же прошлый год внес свои коррективы. Сегодня эта цифра возросла до 45%.
Эксперт добавил, что европейская комиссия решила как минимум 37% бюджета потратить на проекты, связанные с декарбонизацией и защитой изменения климата. Соответствующие изменения также внесены в ЕЗК.
‒ Речь идет не только про технические аспекты прироста энергии, но и политические методы управления энергетическим сектором. Сегодня одобрено создание Энергетического союза Европы, который должен учитывать все цели ЕЗК. Их реализация возможна прежде всего через создание национальных и региональных планов по энергии и климату. И здесь подразумевается больше прав для потребителей, для местных энергетических сообществ, которые производят и потребляют энергию.
Это позволит уйти от ситуации, когда энергетический сектор регулируется несколькими большими корпорациями, связанными, как правило, с правительством, и прийти к тому, что миллионы, а то и сотни миллионов людей смогут образовывать свои небольшие местные энергетические рынки. Ожидается, что все эти действия и приведут к демократизации, децентрализации, декарбонизации энергии.
Энергетические коммуны: успешные примеры
Сегодня в мире наблюдается тревожная ситуация: с 2005 по 2020 годы количество демократических стран сократилось и в последнее время остаётся практически неизменным, в то время как список недемократических потихоньку растёт.
‒ И здесь нужно понять: благодаря энергетической демократии, может повыситься доля демократических стран. Поэтому, когда мы говорим про умную энергию, мы подразумеваем не только ее, но и самих людей, горожан. Именно горожане должны быть в центре этой трансформации. Прежде всего имеются в виду индивидуальные просьюмеры, производящие и потребляющие энергию, в том числе и энергетические сообщества (группа людей и домохозяйств).
Дариуш обратил внимание, что важной темой стала и энергетическая бедность в городах, уровень которой необходимо снизить до нуля. По его мнению, энергоэффективность и здесь занимает не последнее место: люди сэкономят достаточно энергии, чтобы стать более независимыми. Одним из шагов на пути к этому может стать использование LED-ламп. Главное, чтобы замена ламп на энергоэффективные производилась не вопреки воле людей, не насаждалась, а проводилась вместе с ними и для них.
‒ Сохраненная в достатке энергия может быть реинвестирована и использована в фондах (допустим, в револьверных фондах энергии) или подана на отопление. Получаем дополнительное количество энергии с одной стороны, и энергетический капитал в руках у горожан с другой, что сделает их экономически и демократически сильнее. Тогда образованные энергетические коммуны, обладающие таким капиталом, могут использовать его для дальнейшего развития: строительства местных локальных источников мощностей для ВИЭ, создания хранилищ-аккумуляторов энергии или возведения местных электрических сетей.
Например, в Гамбурге местные жители проголосовали за рекоммунализацию электрических сетей, которые стали их собственностью и перешли под их контроль. В Берлине жители хотели повторить этот опыт, но не собрали необходимое количество голосов. И все же 90% присутствующих горожан проголосовали «за» рекоммунализацию. Сегодня жители немецкой столицы продолжают работать над этой инициативой.
Готовы ли страны к «демократическим играм»?
Эксперт особенно подчеркнул, что в последнее время все чаще возникает «зеленое» партнерство между прогрессивным бизнесом, городом и негосударственными организациями (НГО). В примерах Гамбурга и Берлина именно НГО выступили с инициативой возвращения энергетического хозяйства в городские руки, обратились к властям с просьбой рассмотреть возможность голосования.
‒ В конце этой демократической игры люди и города, которые идут по пути большей энергетической независимости, имеют все шансы ее достичь. Они будут независимы прежде всего от российской энергии, от энергии Саудовской Аравии и США. Станут самодостаточными во многих смыслах.
Стоит учесть, что все страны и сообщества внутри них очень разные. Это значит, с каждой из них нужна своя стратегия «зеленой» трансформации. Например, в Польше все договоренности между властью и жителями сегодня проходят в форме демонстраций и протестов.
Дариуш уточнил, что и сама система Европейского союза не готова к трансформации. За последние пятьдесят-семьдесят лет вся европейская законодательная база и структура управления была направлена на поддержание нужд больших корпораций. Для энергетического перехода нужна новая система.
‒ Какой она будет? Даст ли возможность делать децентрализованную энергетическую трансформацию или сохранит инфраструктуру, работающую прежним образом? Это большой и важный вопрос, который нужно решить.
И все же мы все это можем
Несмотря на все сложности, сегодня существует множество площадок и платформ, где люди обсуждают вопросы устойчивой безопасности и энергетической независимости. Среди них Европейский Климатический Пакт, европейская платформа для интеллектуальных городов. Но особенно хочется упомянуть С40 – это глобальная сеть мэров почти 100 ведущих городов (начиналось с 40), объединенных общими усилиями по принятию срочных мер в борьбе с изменением климата.
‒ С40 можно сравнить с G20, но сама по себе идея «Большой двадцатки» мне не нравится. Когда мы говорим про С40, то имеем в виду именно города, у которых свои интересы и которые продвигают глобальный «зеленый» курс. И такие структуры более демократичны, ведь город ближе к своим гражданам, чем национальная политика.
Говоря о примерах «зеленых» решений в городах, Дариуш рассказал про успешное внедрение умной энергии в польском приюте для бездомных людей. Проект начался в 2017 году.
‒ Прежде всего проект был направлен на сохранение энергии посредством замены оборудования на энергосберегающее (лампы, холодильники, и т. д.). Это привело к экономии 50% электричества в течение 2-3 лет. Параллельно были установлены мощности по производству ВИЭ: солнечные панели, микроустановки для использования энергии ветра. Планируется, что к 2030 году все это поможет перевести приют на нулевое потребление энергии. Одна из отличительных черт проекта – работы проводились совместно со всеми работниками и жителями здания. Здесь не только изменение энергетической структуры на более энергоэффективную, но и формирование на основе приюта энергетической коммуны. На выходе получили трансформацию ценностей: совместное управление и владение энергоресурсами. Вспоминая известное высказывание президента США «да, мы можем», я бы немного перефразировал его и добавил «да, мы все это можем».
Интересно, что количество солнечных панелей, установленных в Польше за последние годы, достигло миллиона. А находятся они в руках примерно трех миллионов людей.
‒ У нас есть потенциал стать более энергетически независимыми, и мы надеемся, что выборы, которые пройдут в следующем году, приведут к власти более демократическое правительство, ориентированное на «зеленые» ценности. Только мы решаем, в какой системе хотим жить: основанной на принципах энергетической демократии или в той, что опирается на принципы тоталитаризма и авторитаризма. Выбор за нами.
В заключение эксперт посоветовал не разделять четко экономику и демократию, потому что более экономически развитые страны имеют большие возможности для демократии. В таких странах выше благосостояние граждан. А значит, есть больше возможностей и времени участвовать в демократических процессах, в жизни своих сообществ, проявлять себя и свою позицию.