03.03.2021 / 09:03

Стоит только присмотреться внимательно, и увидишь, что ничего дурного в природе нет. Каждый играет свою роль, будь то волк или олень. Только неуклюжие действия человека приводят к тому, что этот тонкий баланс нарушается и приходится исправлять ошибки — выпрямлять реки, возвращать исчезнувшие виды.

Но исправлять всегда сложно. Поэтому зоозащитники и экологи проводят встречи, реализуют проекты, цель которых обратить внимание на проблему, пока еще не стало поздно. Чтобы предвосхитить возможные последствия. Одной из таких встреч и стала Ночь волков, организованная в последние выходные зимы «Волчьим блогом».

Мероприятия проходит второй год подряд. Уже можно сказать, что традиционно друзья дикой природы со всей страны и из-за рубежа обсудили проблемы «серого» хищника, вышли повыть на луну и повабить (позвать) зверя. Благо стояло полнолуние, так что вой обретал особую магическую силу. На этот раз встреча оказалась децентрализованной и частично проходила в режиме онлайн. А вот на поиски «серого» каждый отправился в свой лес.

«Штаб» расположился в Беловежской пуще и к нему через онлайн-связь присоединились агроусадьбы со всей Беларуси. Заранее можно было позаботиться о том, чтобы отправиться в то или иное место для встречи с волками и для прогулки по зимнему лесу. Для удобства организаторы составили карту. На ней видно, что, хотя большинство «волчьих уголков» сосредоточилось в Пуще, присоединились к акции и Гродненские, и Полесские агроусадьбы. Тем, кто отправился на самый север Беларуси в агроусадьбу «Заимка Лешего» повезло особо. У Дмитрия Шамовича волки живут прямо во дворе, в пятидесяти метрах от дома. Так что зарядиться их духом можно было без необходимости нырять в лесные сугробы.

Особенностью «Ночи волков 2.0» стала онлайн-конференция. Это позволило расширить аудиторию, а также позвать спикеров из других стран. Учитывая, что цель проекта привлечь внимание к проблеме волков в Беларуси, то идея себя оправдала. Кто захотел — отправился в агроусадьбы. Кто оказался посмекалистее — поехал просвещать бабушку, дедушку и лесника в родную деревню, чтобы перестали думать о серых хищниках плохо. Остальные получили много интересной информации и прониклись уважением к этому зверю, увидев его роль в развитии экосистем.

Автор фотографии: Ронан Донован
Автор фотографии: Ронан Донован

 

Как живется волкам в Беларуси?

Первым рассказал о жизни «серого» в нашей стране координатор проекта по изучению экологии волков в Беларуси Виктор Фенчук.

В Беларуси по-прежнему отношение к волкам хуже, чем в соседних странах. Хуже, чем в России и в Украине. Сравнивать с Евросоюзом вообще не приходится. Там появление серого хищника — это целое событие, которое освящается в СМИ. У нас все наоборот. Газеты в основном лишь пугают народ зверем.

Официальные лица объясняют такое пренебрежение к волкам тем, что их у нас более, чем достаточно. Сегодня в Беларуси разрешены все виды охоты на хищника, хоть с машины, хоть на капкан. Кроме того, в средствах массовой информации продолжается воспроизводство мифа о том, что волки — зло, которое терроризирует удаленные деревни.

Кстати, буквально два года назад Министр лесного хозяйства нагнетал страха в официальных СМИ, рассказывая о том, что беларусские волки расплодились, разжирели, съедают по две тонны мяса в год. Видимо из чувства зависти к нам бегут хищники из России и Украины. Да и вообще по лесу ходят медведи, так что берегитесь.

Полесский волк Максим. Источник: vouk.by
Полесский волк Максим. Источник: vouk.by

Однако исследования ученых показывают другую картину, в которой волк не враг, да и живется ему не так вольготно. Например, в прошлом году в проекте особое внимание было уделено волкам Полесья. Двое из них, молодой самец и самка, были помечены ошейниками, чтобы изучить миграцию и образ жизни.

Ученые обнаружили, что за два месяца наблюдения Полесские волки не добыли ничего крупного, хотя прошли большое расстояние. Как следствие, они вынуждены были ближе подходить к поселениям, где нападали на собак. Вообще для меня было открытием, что волки нападают на одичавших собак, иногда грызут домашних, а в некоторых регионах (например, в Карпатах) собаки составляют часть их рациона.

Как отметил Виктор, за пределами заповедников и национальных парков волкам живется не сладко. Большинство исследований в рамках проекта проводится в Беловежской пуще. Так вот, из четырех волков, помеченных GPRS-ошейниками в период с 2018 по 2020, за пределы Пущи вышло четверо. Трое были убиты охотниками в Беларуси, а один, волк по прозвищу Руды, пересек (нелегально) границу с Польшей и отправился покорять Европу. Сейчас он несет гены беларусских волков в Германию. Показательная картина вынужденной эмиграции из страны.

В Беларуси живет балтийская популяция обыкновенного или серого волка (Canis lupus). Этот хищник держится семьями, по семь-восемь особей. В Беловежской пуще, например, сегодня обитает около пятидесяти волков в шести-семи стаях.

Охотятся хищники на большой территории и в той же Пуще их угодья выходят за пределы охраняемой зоны, где охота запрещена. Так что в безопасности волки у нас в стране могут себя чувствовать может только в Чернобыльской зоне и частично в Березинском заповеднике. Конечно, на заповедных территориях волкам проще найти себе добычу. Пущанские хищники раз в три-четыре дня загоняют крупную дичь. Однако утверждать, что подобная ситуация характерна для всей страны опрометчиво.

Интересно, что, как показали исследования польских ученых, копытные испытывают меньший стресс в местах, где обитают волки и другие хищник, нежели в районах, где их естественных врагов меньше, но рядом живет человек. Олени, косули и другие травоядные чувствуют себя спокойнее там, где меньше вызванных человеческой цивилизацией раздражающих факторов. И где на них охотятся только их естественные «враги».

Автор фотографии: Ронан Донован
Автор фотографии: Ронан Донован

 

Страна, в которой больше нет волков

На встрече также выступило три иностранных спикера. Одним из них был исследователь крупных хищников из Ирландии Адам Ф. Смит. Свою научную работу он вынужден проводить за пределами родины, в Германии, Украине и Беларуси, так как хищников ни в Ирландии, ни в Великобритании не осталось.

Рыси вымерли из-за изменений климата еще восемь тысяч лет назад. Медведи вскоре после развития животноводства около пяти тысяч лет назад. Семьсот лет назад, после того как в Ирландию была завезена европейская лань, исчезли последние кабаны. Дольше всех держались волки, но и они были истреблены приблизительно 230 лет назад.

Реинтродукция (возвращение) волков сегодня непосредственно связана с лесовосстановительной деятельностью в Ирландии. В принципе, восстановить леса они и могут помочь. На острове расплодилось очень много оленей, численность которых уже не поддается исчислению.

Копытные не дают расти молодым деревьям, ощипывая и объедая побеги. Поэтому для восстановления лесов важно оградить от них саженцы. Только в 2018 году было изъято 40 тысяч особей диких копытных и экологи, как отмечает Адам, не могут определить достаточное это количество или нет.

Реализовать проект по возвращению волков на остров дело хлопотное. Надо объяснить местному населению, что хищники не будут представлять серьезной опасности для животноводства. Сделать это не просто, тем паче, что, в отличие от Шотландии, земли тут разделены между большим количеством владельцев.

Представьте, каково это собрать пару сотен ирландцев в одном пабе и убедить их, что их деды зря охотились на волков. Учитывая, что овцы, козы и коровы находятся в свободном выпасе на Зеленом острове, скорее всего, разработка и реализация программы займет время. Но образ «хороших волков» в общественном сознании постепенно создается. В прошлом году, например, известные ирландские режиссеры Томм Мур и Росс Стюарт сняли мультфильм «Легенда о волках».

 

Увидеть и почувствовать связь

Американский фотограф, биолог и документалист Ронан Донован увлек участников встречи красотой мира волков. Его дом находится в штате Монтане, рядом с Йеллоустонским национальным парком. Сам он путешествует по всему миру и снимает документальные фильмы про дикую природу. Один из его недавних фильмов «Королевство белого волка». В нем он рассказывает про жизнь арктических северных волков с острова Элсмир.

Йеллоустон часто приводится как удачный пример восстановления экосистемы с помощью волков. В 30-х годах двадцатого века все хищники тут были уничтожены. В результате в Национальном парке значительно выросло количество копытных, что негативно сказалось на растительности. В общем, ситуация была такая же, что и в Ирландии — олени просто объедали молодые деревья и не давали им вырасти.

В 1995 году было принято решение вернуть в парк волков. Проект получился успешный, удалось значительно сократить поголовье оленей с 20 тысяч в 1995 году до 4 149 в 2019-м. Это благоприятно сказалось на деревьях, особенно на местных ивах и осинах. Более того, волки  оздоровили экосистему, вернув биоразнообразие.

Олени стали более осторожными, начали избегать берегов рек, теснины и лощины, где их было проще выследить хищникам. Как следствие, деревья там стали расти быстрее, что привлекло птиц и бобров. Последние за счет плотин улучшили водотоки рек. Кроме того, волки вытеснили койотов, что позволило лучше чувствовать себя не только мышам и кроликам, но и барсукам, ястребам, другим хищникам, которые восстановили свои охотничьи ареалы. Даже медведи сами вернулись в Йеллоустоун, когда тут вновь стали буйно плодоносить ягодники.

Как сказал Ронан, важно почувствовать ту духовную связь, которая есть между хищником и его жертвой. Зачастую мы судим о зверях как сторонние наблюдатели, отстаивающие свои интересы. Волки естественная и важная часть дикой природы. Без них экосистема теряет стабильность и устойчивость, что может привести к ее полному изменению. И тогда, возможно, мы потеряем леса.

 

В природе нет зла

Последним выступил профессор Фрайбургского университета Марко Ойрих. Он является известным исследователем рыси, автором шести книг и множества научных исследований по крупным хищникам, а также главой департамента мониторинга национального парка Баварский лес.

Марко с гордостью рассказал про то, как в 2015 году в Баварский лес забрел первый за долгое время серый волк. Им оказался самец из альпийской популяции. В следующем году к нему присоединилась Центральноевропейская волчица, предположительно из Польши. Все научные работники парка замерли в ожидании появления стаи. И действительно, вскоре у пары появились щенки, так что теперь в парке есть свои «баварские» волки с крепкими генами.

В 1950-70 годах этих хищников в Европе практически не осталось. Популяции сохранились только на Балканах, в Восточной Европе и в Испании. Однако к 2013 волки начали постепенно возвращаться в леса. Развилась альпийская популяция, появились первые стаи в Скандинавии, Германии и Польше. Зачастую волки расселялись благодаря свободной миграции, приходили как с востока на запад, так и с запада на восток.

В Германии гордятся тем, как происходит реинтродукция волков. Охота на них категорически запрещена. Даже если вы случайно сбили волка на машине, то нужно вызвать ветеринара, который подтвердит, что это был несчастный случай, а не «умышленный наезд». Для защиты от коз и овец созданы специальный заборы-загоны, по которым проведен электрический ток. Это позволяет отгородить дикий мир от домашнего, что снимает возникающее между деревней и лесом напряжение. В общем, немцы стараются воплотить в жизни присказку: «И волки сыты, и овцы целы».

Как отметил Марко, наше представление о дикой природе зачастую ограниченно. Мы хватаемся за миф и активно следуем ему, считая за «объективную правду». В качестве примера немецкий ученый представил «необычный» взгляд на короеда-типографа, который воспринимается многими как абсолютное зло. Но мы забываем, что этот жук не является инвазивным видом и в первую очередь опасен для одновозрастных плантационных лесов.

Еще он неприятен для туристов, которые не хотят смотреть на «разрушающийся» еловые боры. Однако исследования немецких ученых показали, что для многих видов, например, для насекомых, мышей, птиц и даже растений короед способствует созданию благоприятных экосистем.

А пострадавший лес, если он развивается естественно, достаточно быстро восстанавливается. Поэтому винить в исчезновении хвойных лесов стоит не короеда, искать другие причины. Например, обратить внимание на антропогенный фактор в изменении климата.

В первую очередь короеда-типографа недолюбливают люди и некоторые виды грибов. Похожая ситуация и с волками — для дикой природы они являются важным экосистемным звеном, которое позволяет сохранять здоровые взаимоотношения между видами. Мешают они только человеку.

 

Узнать больше о беларусских волках вы можете на «Волчьем блоге»

Автор:
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость