«Величественные гиганты: безопасный путь для морского дьявола»
Скат манта (морской дьявол) – это морской гигант, чей «размах крыльев» достигает семи метров. Но первое впечатление об этих скатах как о сильных и всемогущих монстрах оказывается весьма обманчиво: гигинты, питающиеся планктоном, легко запутываются в рыболовных сетях. Жители прибрежных районов специально ловят их ради жаберных пластин, используемых в народной китайской медицине.
Этот вид считается уязвимым в глобальном масштабе, и есть подозрения, что за последние 75 лет популяция сократилась на 30%, а в отдельных районах особей манта рей стало меньше на 80%.
В 2009 году Керстин создала некоммерческую организацию Planeta Océano для сохранения морской жизни в водах около Перу. Работая с прибрежными сообществами, активистка выстроила мощную систему защиты гигантских скатов, и сейчас количество её соратниц и соратников достигает 200 тысяч человек. Благодаря работе её команды ловля, удержание, продажа и потребление морских дьяволов в Перу теперь вне закона.
Доминик Бикаба, Демократическая Республика Конго
«Обеспечение выживания горилл в восточных низинах Конго»
Производство мобильных телефонов, ноутбуков и электромобилей неизбежно связано с так называемыми экологическими компромиссами, - такова цена прогресса. Более 60% мировых поставок кобальта, необходимых для производств этих и других предметов, идут из Конго. Добыча полезных ископаемых там часто связана с жестоким обращением с дикими животными, в том числе гориллами, которые попадают в ловушки, установленные горняками.
Количество восточных горилл уже сократилось до 3800 особей, но Доминик Бикаба, основатель неправительственной организации Strong Roots, работает над тем, чтобы у местных жителей было больше возможностей влиять на собственную жизнь, а у горилл появился шанс выжить. Местные сообщества согласились выделить 3 тысячи квадратных километров лесных площадей для защиты популяции горилл. Но важно понимать, что для того, чтобы дикая природа не уничтожалась, у людей должны быть другие возможности заработать себе на жизнь.
Strong Roots усиливают местную продовольственную безопасность, чтобы уменьшить давление на лесные ресурсы. Члены организации заново высаживают растения на деградированных участках и рассказывают местным жителям о том, как важно сохранять дикую природу. Цель кампании – создать защищённый лесной коридор, который позволит гориллам передвигаться между Национальным парком Кахузи-Биега и заповедником Итомбве.
Мунир Вирани, Кения«Играя ядами: стратегия по спасению исчезающих кенийских стервятников»
Район Серенгети-Мара славится своей дикой природой: здесь живут львы, слоны, антилопы гну, зебры и жирафы. Важную роль в успешном существовании этой системы играют местные санитары – стервятники. Из шести видов, находящихся в уязвимом положении, четыре находятся под угрозой вымирания. Для здоровья и гигиены равнин их активность чрезвычайно важна: они быстро сьедают гниющие туши погибших животных, предотвращае распространение инфекций. К сожалению, действителная ценность стервятников становится понятна лишь тогда, когда они начинают исчезать.
Популяция восточноафриканских стервятников сократилась более чем на 70% за последние 30 лет, и этот процесс – побочный эффект войны между скотоводами и хищниками. Крупные кошки оохотятся на скот, и фермеры отравляют туши в надежде уменьшить количество хищников. В ходе этой борьбы стервятники становятся сопутствующими жертвами, и это приводит к катастрофическим для всей экосистемы последствиям.
В настоящее время Мунир Вирани возглавляет африканскую программу фонда Перегрин.Благодаря его успешной схеме по вовлечению общин в Масаи Мара количество отравлений стервятников в 2016 году сократилось на 50%, и ситуация продолжает улучшаться.
Шахриар Цезарь Рахман, Бангладеш
«Черепахи в опасности: как сообщества защищают крупнейших азиатских черепах»
Несмотря на то, что Бангладеш – самая густонаселённая страна в мире, в ней есть практически нетронутые джунгли. И будущее этого сокровища – в руках местных сообществ. В лесу обитает 30 видов, находящихся под угрозой исчезновения, в том числе семь видов редких пресноводных черепах, а также гигантская азиатская черепаха.
Соучредитель альянса Creative Conservation Шахриар Цезарь Рахман использует комплексный подход для сохранения этих старых лесов. Он добивается доверия со стороны местных общин и работает с ними, чтобы поддерживать лес в его естественном состоянии (чтобы не было незаконных рубок и распространения сельского хозяйства на лесные площади). Также были начаты переговоры с правительством: активисты надеятся получить государственную поддержку в своих попытках сохранить дикую природу региона.
На протяжении последних семи лет Рахман из бывших охотников делал настоящих биологов и борцов с браконьерами. Также он учил их, как документировать различные явления в дикой природе. Было создано пять районов консервации, и охота на черепах с того времени сократилась на 50%.
Анджали Чандрарай Уатсон, Шри-Ланка«Леопарды как флагманы диких коридоров»
Шри-Ланка – регион с невероятным биоразнообразием: более 20% местных видов живых существ нигде больше не встречается на нашей планете. Учитывая, что эта страна – второй по величине экспортём чая в мире, земля здесь очень ценится. И пока люди борются за территории, сохранение дикой природы зависит именно от того, сможет ли человек относительно безобидно с ней сосуществовать. И когда речь идёт о хищниках вроде шри-ланкийского леопарда, этот вопрос становится особенно острым.
Участки, на которых живут леопарды и люди, нередко накладываются друг на друга, что может приводить к потерям с обоих сторон. Анджали Чандрарай Уатсон, соучредительница трастового фонда Wilderness & Wildlife Conservation, стремится найти компромисс и обеспечить мирное сосуществование людей и леопардов, создав для последних защищённый коридор в Центральном нагорье.
Предагаемый коридор будет способствовать поддержанию водосборных служб и сократит количество несчастных случаев, возникающих в результате встречи человека с некоторыми жителями дикой природы. Использую африканский опыт, активистка будет обучать местных жителей, как реагировать на леопардов, если они приходят в деревни. Помимо этого, планируется задействовать теристический потенциал коридора.
Оливер Нсенгинама, Руанда
«Сохранение серого венценосного журавля в Руанде»
Символ богатства и долголетия, серый венценосный журавль – знаковая птица для страны, которая восстанавливается после геноцида 1994 года. За последние 45 лет количество этих птиц резко сократилось, и сейчас их в Руанде осталось менее 500 особей. Венценосные журавли исчезают из-за международной торговли: их продают в качестве домашних животных для богачей. Ещё одна серьёзная проблема, ведущая к исчезновению вида – это уничтожение водно-болотных угодий, в которых обитают эти пернатые.
Руанда – одна из самых маленьких стран африки, но вместе с тем ещё и одна из самых густонаселённых и очень бедных. Более 70% населения заняты в секторе сельского хозяйства. Тем не менее, сейчас Руанда переживает период быстрого экономического развития, и её экономика считается самой быстрорастущей на континенте. По мере роста численности населения водно-болотные угодья часто перепрофилируют под нужды сельского хозяйства.
Ветеринар по образованию, Оливер Нсенгинама в 2014 году создал неправительственную организацию Rwanda Wildlife Conservation Association. Его команда уже зарегистрировала всех журавлей в стране, которые живут в неволе и активно работает с местным населением, повышая его осведомлённость о тяжёлом положении венценосного журавля и о том, как важно прекратить торговлю этой птицей и восстановить популяцию.
Пабло Борбороглу, Золотая награда
«Глобальная защита пингвинов»
В 2009 году Пабло Борбороглу основал Глобальное Общество Пингвинов – первую в мире коалицию по защите пингвинов. Используя системный подход, опирающийся на достижения науки, знания об эффективном управлении и развитии образования, эта организация работает над сохранением пингвинов в Южном полушарии и использует их в качестве флагмана в более глобальной защите морской жизнии в целом.
Всего в мире насчитывается 18 видов пингвинов, и более половины из них относятся к уязвимым или вымирающим. Пингвины страдают из-за плохой организации рыболовства, изменения климата, развития прибрежных районов и безответственного туризма.
Пабло развернул масштабную программу по борьбе с этими угрозами. Данные, полученные его командой и дружественными организациями, помогают обосновывать необходимость охраны океана. Наука может повысить видимость проблемы и помочь вовлечь высокие институции в её решение, и Глобальное Общество Пингвинов продолжает это доказывать.