03.10.2019 / 13:10

Продолжая серию интервью с представителями европейских стран и международных институций, работающих в Беларуси и поддерживающих разнообразные проекты в сфере устойчивого развития, Зелёный портал встретился с постоянным координатором ООН в Беларуси госпожой Иоанной Казана-Вишневецкий.

Наша встреча состоялась спустя всего несколько дней после окончания климатического саммита ООН в Нью-Йорке. Саммита, который должен был дать ответ на вопросы о мерах, которые нужно предпринять мировому сообществу, политикам, банкирам, корпорациям в борьбе против изменения климата.

В ходе встречи на самом высоком уровне было сделано немало громких обещаний. Франция, например, заявила, что не будет вести торговлю со странами, которые не соблюдают Парижское соглашение. Германия будет добиваться «углеродного нейтралитета». Великобритания пообещала до 2025 года выделить на борьбу с изменением климата дополнительно 11,6 млрд. фунтов стерлингов. Россия буквально накануне начала саммита объявила о присоединении к Парижскому соглашению. Беларусь также не осталась в стороне и заявила в Нью-Йорке о готовности уменьшить выбросы СО2 к 2030 году на 35%. 

Как вы оцениваете итоги этой встречи? На ваш взгляд, достаточно ли тех обязательств, которые взяли на себя многие страны?

Саммит по климату, который проходил в Нью-Йорке 23 сентября, стал уникальным событием для ООН и всего мира. Впервые на одной площадке собрались лидеры всех стран мира под эгидой ООН для того, чтобы обсудить вопросы, связанные с изменениями климата. И в некоторых направлениях, на мой взгляд, достигнут прорыв. Во-первых, сегодня мир испытывает меньше скептицизма в отношение того, о чем говорит наука. Никто больше не оспаривает те выводы, которые делают ученые. Мы видим аргументированные доказательства и результаты исследований, оглашенные Всемирной метеорологической организацией. Например, в новом отчете, презентованным на саммите, содержатся факты о регистрации самых высоких температур на планете за последние пять лет.

В отчете также подчеркивается, что те оценки, которые давались в отношении изменения климата ранее, оказались консервативными и изменение климата происходит намного быстрее. Сегодня мы все становимся свидетелями того, как растет температура на планете, свидетелям засух, пожаров, ураганов, наводнений – всех тех природных катастроф, которые затрагивают обычного человека.

Скептиков остается все меньше. Один из крупнейших инвестиционных банков в мире Goldman Sachs недавно опубликовал свой 32-страничный отчет об изменении климата, в котором говорится как раз о тех самых выводах, которые сделали ученые во время своих наблюдений.

Во-вторых, важным итогом саммита можно назвать и тот факт, что частный сектор всерьез теперь воспринимает аспекты изменения климата. Многие бизнес-компании принимали участие в саммите (IKEA, Burberry, Danone, Ericsson, Electrolux), взяв на себя обязательство сократить выбросы и ограничить ущерб, наносимый природе.

- Выступление на саммите шведской школьницы Греты Тунберг было, пожалуй, одним из самых ярких. И породило немало споров. Одни говорят о девушке, как о героине, достойной Нобелевской премии мира. Другие допускают откровенно агрессивные высказывания в ее адрес. Как вы думаете, чем вызвана такая реакция взрослых людей?

- Феномен Греты – потрясающий сигнал всему миру о том, что что-то меняется. Тот драматический призыв, который она обратила  в адрес Генеральной Ассамблеи ООН, заставил многих из нас почувствовать себя неуютно и неудобно. Видя то, какой стресс она сама испытывала и какие эмоции ее переполняли, мы тоже почувствовали себя взволнованными.  И эта реакция объяснима, в кризисных ситуациях нет ничего приятного. И именно такие разговоры и должны вестись, но без агрессии и языка вражды по отношению к 16-летней девочке. Я считаю, что совершенно неприемлемо выражать ненависть в отношении человека, даже если вы придерживаетесь других взглядов, даже если вы не верите в изменение климата. Так и скажите, но не нападайте на человека. Агрессия не меняет ничего, и уж тем более не может повлиять на процесс изменения климата и кризиса, который мы наблюдаем.

Феномен Греты демонстрирует, что молодежь сегодня обладает совершенно другим уровнем знаний и понимания тех обязательств, которые мы должны на себя взять. Грета – не единственная, кто переживает о климате. Климатические забастовки в мире идут во всем мире целый год. Думаю, в ближайшее время мы увидим взрыв таких мероприятий, в которых будет участвовать все большее число людей.

Насколько, я вижу, очень многим людям нравится Грета, как и мне. Эта удивительная молодая женщина делает то, то может, старается донести свою мысль и говорит от имени 1,8 миллиарда молодых людей, проживающих в этом мире. Именно они унаследуют мир у нынешнего поколения и именно им придется платить за изменение климата.

- Грета – не единственный ребенок, которая выступала с высокой политической трибуны. В 1992 году во время знаменитой конференции в Рио-де-Жанейро (Earth Summit) 12-летняя канадская активистка Северн Сузуки также призывала мировых лидеров обратить внимание на мировые экологические проблемы. Если сравнить речи обеих, в них много общего. Почему, на ваш взгляд, после того как затихают аплодисменты и взрослые люди смахивают слезы восхищения смелостью подростков, открыто заявляющих о личной ответственности сильных мира за будущее планеты, ничего не происходит? Мало того, за 27 лет экологические проблемы на нашей планете только усугубились?

- Если говорить про те выбросы в атмосферу, которые сегодня происходят во всем мире, то для того, чтобы мы не вышли за рамки 1,5 градусов, нам необходимо ограничиться 15 гигатоннами в год. К сожалению, сегодня мир выбрасывает в три раза больше – 49 гигатонн.

Конечно же, мы видим те задержки в ответе на информацию, которую ученые предоставили политикам еще в 1992 году. Если мы посмотрим на проявления изменения климата – жару, засуху, изменения в мировом океане – мы осознаем, что меняется биоразнообразие, что мы своими собственными глазами видим, как меняется климат.

Думаю, многие согласятся, что сегодня самое время действовать, и нам не стоит рассчитывать только на Грету, чтобы осознать проблему изменения климата, мы сами способны принять правильное решение.

- Среди важных шагов по предотвращению климатической катастрофы, называется сокращение (до полного отказа) добычи полезных ископаемых и сокращение выбросов СО2 в атмосферу. В вашей родной Польше есть регионы, для которых добыча угля – основа экономического благосостояния, в том числе Нижняя Силезия, где в прошлом году состоялась конференция РКИК ООН по климату. Можете рассказать об опыте трансформации этих регионов? Меняется ли отношение к проблеме климатических изменений в польском обществе?

- Польша – интересный пример, за которым следует понаблюдать в том, что касается добычи полезных ископаемых. Если вы посмотрите на Польшу, то осознаете, что она не очень богата природными ресурсами. Уголь – одно из немногих ископаемых, которые дарованы Польше природой в большом количестве. Страна использовало этот экономический ресурс многие годы. От этого выигрывали и люди, это давало им работу.

В прошлом уголь частично позволял решать задачу обеспечения экономики энергией. Но и в Польше вещи меняются. Добыча угля – очень дорогое мероприятия. И на сегодняшний день она по-особому относится к своим залежам угля, учитывая дороговизну его добычи. Кроме этого, страна начала импорт угля из-за рубежа, в том числе, России.

Уже сегодня Польша понимает, что строить промышленность на угле будет все дороже и импортировать в эксплуатацию природных ископаемых будет все сложнее. Возвращаясь к тому, что происходило на прошлой неделе в Нью-Йорке, можно вспомнить те заявления, которые сделали 130 крупнейших банков мира, которые контролируют треть банковской индустрии. Они подписались под пактом ООН, который говорит о том, что инвестиции должны вкладываться в те виды промышленности, которые не используют ископаемые виды топлива. Эта группа банков контролирует 47 триллионов долларов активов или 1/3 инвестиционного капитала в мире.

- На открытии саммита Генсек ООН Антониу Гуттериш, заявил, что те перемены, которые необходимо осуществить миру, чтобы выйти из климатического кризиса, стоят немалых денег, но бездействие все же дороже. При этом глобальные инвесторы и крупнейшие мировые банки постоянно говорят о необходимости учета климатических рисков в экономике и финансах, ведении бизнеса – ряд таких заявлений был сделан и на саммите в Нью-Йорке. Как вы считаете, существует ли в Беларуси понимание того, что изменение климата и экономика неразделимы?

- Окружающая среда в Беларуси однозначно воспринимается как национальное достояние. В отличие от окружающей среды в других странах, это достояние эксплуатировалось не столь сильно. Очевидно, что если Беларусь продолжит охранять свою природу так, как она делала это до сегодняшнего дня,  вы уйдете далеко вперед многих стран, которые нещадно эксплуатировали свою природу и которым придется за это заплатить.

В том, что касается выбросов СО2 в атмосферу, то Беларусь всегда ставила перед собой достаточно амбициозные цели. Если вспомнить Парижское соглашение, то Беларусь взяла на себя обязательство сократить выбросы до 28% (по сравнению с 1990 годом), а оно уже сегодня достигло 33%. Мы видим прогресс в сокращении энергоемкости беларусской экономики. Сегодня начинает уделяться особое внимание в развитии электротранспорта, что является важным шагом, поскольку транспорт является одним из главных источников выбросов СО2.

Беларусь является образцом для многих стран Европы в плане заботливого отношения к своим природным богатствам Возьмите к примеру болото Ельня или другие болота, которые находятся в таком прекрасном состоянии не потому, что к ним никогда не прикасалась рука человека, а наоборот, это результат тех усилий, которые Беларусь прикладывает, чтобы их сохранить.

И в этом Беларуси помогает международное сообщество, в том числе и ООН. В течение последних 10 лет было реализовано как минимум пять проектов, направленных на восстановление торфяников и болот. На сегодняшний день в Беларуси заболочено 62 тысячи гектаров болот, а это позволит сокращать ежегодные выбросы парниковых газов на 0.8 млн. тонн СО2 к 2040-2050 годам.

Конечно же есть и другие аспекты экономики, которые обуславливают выбросы парниковых газов. Например, сельское хозяйство, где очень сложно сокращать выбросы. Или, к примеру, вопрос обращения с отходами и наличие полигонов с твердыми бытовыми отходами, которые также являются источниками выбросов СО2 в атмосферу.  Объем отходов растет, что обусловлено моделью потребления, и на эту сферу следует обратить внимание.

Важным приоритетом является вопрос обращения пластика. Нужен постепенный отказ от использования одноразовых пластиковых изделий и целлофана. В этом году в Беларуси на уровне главы государства приняты новые решения и появляются новые стратегии в этой сфере. Это касается как конкретных производств, так и вопроса обращения пластика в стране в целом, в цепочке поставок от производителя и потребителя.

Какие проекты, связанные с экологической повесткой дня и целями устойчивого развития, реализует и поддерживает ООН в Беларуси? Почему вы выделили именно эти проекты?

С самого начала нашего сотрудничества с Беларусью, программа защиты окружающей среды была приоритетом для нас. В том, что касается природоохранных проектов в Беларуси, за последнее десятилетие ООН мобилизовала привлечение в страну около 20 миллионов долларов США. Это финансирование направлялось по каналу ПРООН В качестве основных доноров выступали ЕС и Глобальный экологический фонд.

Потрясающим примером масштабных проектов, которые были реализованы в Беларуси, я могу назвать проект строительства энергосберегающих домов, в которых обеспечена рециркуляция тепла и энергии, содержащаяся в сточных водах.

Сейчас ПРООН ведет уникальный проект «Зелёные города», нацеленный на развитие малых городов. В этом проекте мы не просто мотивируем и образовываем молодых людей в том, что они могут сделать в защиту окружающей среды, мы также демонстрируем связь между здоровьем и состоянием окружающей средой, между нашим экономическим выбором и влиянием на окружающую среду.

Если вы посмотрите на портфолио проектов ПРООН, вы увидите, что ООН совместно с другими партнерами строит велодорожки, содействуем развитию малого и среднего бизнеса, который работает в сфере экотуризма, который предлагает услуги проживания в своих усадьбах. В них туристам предлагают органические продукты, у отдыхающих есть возможность насладиться местными пейзажами, вместо того, чтобы ехать куда-то далеко.

Конечно, хотелось бы видеть, что в этих местах отдыхали все больше и больше людей, чтобы беларусы открыли для себя свою родину.

Вы наверняка уже были в красивых местах Беларуси, вы уже бывали в Ельне, например?

Я ездила на «Споровские сенокосы». И это прекрасные места. Мой муж и мой сын ездили вместе на Браславские озера, они объездили около 20 озер и  привезли домой воспоминания, впечатления и массу фотографий. Я также выезжала в Плиссу (Витебская область), где на берегу большого лесного озера стоит всего одна гостиница. Думаю, нигде в Европе такого места не найти. Для меня было уникальной привилегией – соприкоснуться с нетронутой природой.

Вы считаете экодружественным человеком? И если да, то можете ли вы, живя в Беларуси вот уже второй год, оценить, насколько в нашей стране легко или сложно вести экодружественный образ жизни?

Я очень рада ответить на этот вопрос, потому что наша семья очень ответственно относится к вопросам защиты окружающей среды, и мы стараемся делать много и учиться по мере того, как действуем.

Первое, еще когда мы жили в Нью-Йорке, мы сортировали мусор. Там очень легко сортировать отходы на уровне источника, когда ты отдельно складываешь бумагу, стекло, картон, органические отходы. В Беларуси нам это сделать сложнее. Мы стараемся, но в том месте, где мы живем, нет контейнеров для раздельного сбора мусора. Мы сортируем отходы в отдельные пакеты, но я не знаю, что происходит с ними после, потому что все они загружаются в один большой мусоровоз. Может быть это особенность нашего района за Национальной библиотекой. Знаю, что в Минске есть другие районы, с куда лучшей системой сортировки мусора.

Кроме того, наша семья проводит эксперимент по компостированию органических отходов. Компост очень полезен для земли в нашем садике, но создать его не так просто. На это уходит немало времени, нужно внимательно следить за червями, обеспечивать циркуляцию воздуха в компосте. Это наш новый небольшой, но амбициозный семейный проект, которым мы очень гордимся.

Но есть и еще одна вещь, за которой мы следим, и за которую нужно сказать большое спасибо моему восьмилетнему сыну. Он никому не позволяет держать кран с водой открытым без надобности. Например, когда мы чистим зубы, кран всегда закрыт.

Мы очень внимательно относимся к тому, что мы покупаем, и стараемся покупать как можно меньше изделий из пластика. Если вы посмотрите на детские игрушки, то практически все они изготовлены из пластика и упакованы в пластик. И мы решили, что перестанем покупать пластиковые игрушки сыну. Если игрушка может быть сделана из другого материала, мы лучше приобретем ее.

Совершая покупки, мы всегда берем сумки-шопперы вместо того, чтобы использовать магазинные пакеты. А еще мы стали заказывать доставку органических продуктов, которые выращивают беларусские фермеры.

В наших офисах ООН мы также стараемся подкреплять слова действием, и показывать, что любая организация или компания может вносить свой вклад в защиты окружающей среды. Мы стали активно популяризировать беларусских производителей органических продуктов на наших мероприятиях в ООН.

Не так давно на организованном приеме для дипломатов, где нас пригласили представить свою культуру и национальную еду, мы, как ООН, решили показать всем участникам белорусскую органическую продукцию, как важную часть Повестки в области устойчивого развития. Мы подготовили для всех не только целый стол с органическими продуктами от местных фермеров, но и подготовили для всех список с контактами сертифициронных производителей таких продуктов в стране, чтобы затем затем посольства могли заказать фермерские продукты. 

На наших мероприятиях мы стараемся заказывать воду в стекле и не использовать одноразовую посуду. Также, мы стараемся сократить количество мусора, связанного с изготовлением раздаточного материала для конференций, печатаем на макулатурной бумаге. Учитывая, как много мероприятий мы проводим, такими нехитрыми действиями, мы демонстрируем производителям печатной продукции, площадкам (где проводим мероприятия), ресторанам (у которых заказываем еду), новые тенденции и влияем на их практику ведения бизнеса.  

Ваша коллега, посол Швеции, рассказывала, что она любит ездить на велосипеде, посол Австрии рассказала нам, что регулярно пользуется в Минске общественным транспортом, а как у вас с этим дела?

ООН в Беларуси еще со времен моего предшественника была организатором в Минске различных велосипедных мероприятий по всей стране. И это очень приятно, что здесь есть много отличных велодорожек, благодаря которым можно объехать на велосипеде весь город. Например, в июне этого года, мы пригласили наших партнёров и всех желающих минчан к велопробегу UN Bright Team , который мы провели в преддверии II Европейских игр. Наш маршрут стартовал с велодорожки в Лошицком парке, а завершился в парке Победы, где мы пригласили всех желающих на мини-фестиваль.

У нас дома есть велосипеды, и наша семья регулярно ездит на них. К сожалению, я не часто пользуюсь городским транспортом, потому что это не очень удобно для меня. Но метро – очень хороший вид транспорта.

В общем и целом, мы часть природы, и своими ежедневными действиями влияем на природу вокруг нас. Очень важно уважать природу и воспринимать это как личный долг. Нам уже не удастся сохранить нашу планету в том виде, в котором нам ее оставили наши родители. Но я точно уверена, что сегодня нам необходимо перестать делать ей так больно.

Автор:
Фотограф:
Антон Суряпин
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость