04.01.2020 / 10:01

В начале 2018 года Минприроды Республики Беларусь подняло вопрос о том, что в нашей стране стоит запретить передвижные дельфинарии и зоопарки. СМИ тогда писали, что владельцам таких зоопарков придётся вычеркнуть беларуские города из своих гастрольных планов и упоминали, что в зоозащитном сообществе о необходимости такого запрета говорили уже не первый год.

Наступил 2020 год, а запрета по-прежнему нет. И вряд ли споры в министерстве идут о благополучии животных. В таких ситуациях всё всегда упирается в деньги, и пока прибыль от передвижных зоопарков и дельфинариев будет превышать потенциальный имиджевый ущерб, нам не стоит ждать никаких изменений.

Взгляд на диких животных в первую очередь как на способ заработка характерен не только для Беларуси. К сожалению, и Евросоюз поддерживает такой подход к вопросу. Например, существует трансграничный проект «Модернизация зоопарков в Замостье и Луцке, а также разработка концепции создания рекреационной зоны в Жешуве с целью развития трансграничного природного туризма», который финансируется Евросоюзом и представляет из себя обустройство зоопарков для улучшения экономического положения городов.

Существует два принципиально разных подхода к содержанию диких животных в неволе: это можно делать для сохранения исчезающих видов или для развлечения. То, что происходит в частности в Луцке, явно направлено в первую очередь на развлечение (и, соответственно, получение прибыли). Впрочем, у проекта есть официально заявленная цель, так что нет нужды что-то додумывать.

«Увеличение значимости туризма как фактора, который будет стимулировать социально-экономическое развитие Замостья, Жешува и Луцка и приведёт к созданию новых рабочих мест, тем самым увеличит прибыль от туризма и непрямых туристических услуг».

Таким образом, дикие звери здесь – просто средство достижения иных целей. Этот подход не нов, и ещё 100 лет назад вряд ли мог стать причиной этических дискуссий. Но с течением времени меняется и этическая парадигма.

Сначала цирки перестали быть кунсткамерами, в которые приходили посмотреть на «уродцев», и постепенно появились споры о том, имеем ли мы моральное право использовать в цирках животных и насколько этична вся эта дрессировка тигров и медведей в развлекательных целях. А параллельно со спорами о цирках идут и споры о зоопарках.

 

Антропоцентризм – всё?

Всё это звенья одной цепи, которую можно оценочно назвать назвать ростом осознанности, а по сути она представляет собой уход от повального антропоцентризма. Человечество задаётся вопросом, какую роль мы играем на планете и имеем ли право подстраивать всё вокруг под собственные нужды. Долгое время развитая способность человека к адаптации считалась огромным эволюционным преимуществом, которым необходимо пользоваться в полной мере, но сейчас всё больше звучат призывы к самоограничению. Мы действительно можем покорить практически всё и всех, но имеем ли мы право это делать? И даже если игнорировать новые этические диллемы, всё равно остаётся вопрос, полезно ли для нас самих это покорение планеты в далёкой перспективе?

Прогулка по зоопарку и рассказ о том, как много было сделано для его модернизации, могут очень даже впечатлить. В конце концов, до этого проекта в зоопарке Луцка не было канализации, а сейчас есть даже Wi-Fi на всей территории. И видно, что люди, работающие там, испытывают к животным самые тёплые чувства – они никакие не садисты и действительно любят своих подопечных и стараются сделать их жизнь как можно более комфортной в существующих условиях. Но вся эта радостная и нежная, что ли, атмосфрера в миг улетучивается, стоит только задаться вопросом «А зачем это всё?».

Нет, ну правда, я понимаю, что важны научные исследования и важно сохранять биоразнообразие, поэтому содержание очень редких животных в зопарках выглядит более менее оправдано (но это, безусловно, должны быть не маленькие вольеры, а большие территории, на которых звери будут чувствовать себя свободно). Но как можно оправдать содержание в украинском зоопарке белок, кур и коз?

 

Всё для детей

Один из самых популярных аргументов в пользу зоопарков – «для детей это единственная возможность увидеть диких животных». Но этот аргумент снова же основан на гипотезе, что у человека есть потребности и желания, которые можно и нужно удовлетворять с помощью дикой природы. И для того, чтобы собственные интересы удовлетворить, человек не сам адаптируется под окружающую действительность, а фактически подстраивает её под себя.

У знакомства с дикой природой могут быть разные формы: можно выехать на выходные в лес и надеяться на встречу с белкой, а можно построить в городе зоопарк и заселить белок в клетки. Второй вариант, безусловно, более прост для обычных городских жителей.

Во-первых, поход в зоопарк гарантирует встречу с дикими животными как таковую. Это самая обыкновенная услуга – человек платит деньги и гарантированно и вблизи видит определённое количество животных. Во-вторых, зоопарк даёт возможность существенно расширить опыт за короткий промежуток времени, с минимальными физическими усилиями, денежными тратами и в безопасной обстановке.

Интересно, что защитницы и защитники зоопарков с клетками порой ссылаются на научные исследования и используют информацию о пользе взаимодействия с животными, чтобы оправдать ситуацию, в которой взрослый лев живёт в вольере площадью меньше 100 квадратных метров. Мол, если человеку (особенно маленькому) это на пользу, то пусть уж лев как-нибудь потерпит. И вообще, кошки – существа ленивые и большую часть времени всё равно спят.

Совершенно неленивых мартышек и белок тоже засовывают в клетки, объясняя это заботой о детях. Ведь детям хочется, надо, интересно и очень полезно видеть животных. Правда, дети зачастую не знают, что поведение зверей в зоопарке достаточно неестественно из-за неподходящих условий – животные часто испытывают стресс и не всегда имеют возможность скрыться от назойливых посетителей, которые то стучат о стекло вольера, то фотографируют со вспышкой, то пытаются накормить чем-то откровенно неподходящим.

Но вот взрослые решили, что детям надо, и индустрия зооразвлечений на этой решении и держится. Отсылать к детским нуждам – всегда беспроигрышный вариант, даже если эти нужны частично или полностью придуманы взрослыми для снова же достижения каких-то других целей. Не стоит забывать о том, что конечная цель этого всего – всегда деньги.

И пусть отдельно взятый зоопарк не приносит сейчас прибыли, чиновники так или иначе к этому стремятся. Более того, зоопарку самому по себе прямую прибыль приносить не обязательно – он может быть встроен в общую туристическую инфраструктуру и быть своеобразной приманкой, чтобы люди совершали сопутствующие траты. В общем, забота о детях – тоже не очень искренний ответ на вопрос «зачем нужны зоопарки?».

И это, безусловно, системная проблема, и проявлять агрессию в адрес отдельных людей, работающих в сфере, было бы несправедливо. Здесь стоит задавать глобальные вопросы и менять ценностные установки в обществе, а не высказывать своё «фи» тем, кто пытается заботиться о животных в неволе.

 

Границы опыта

Жизненный опыт человека в целом достаточно ограничен, и зоопарки – это лишь один из способов сделать этот опыт более разнообразным. Впрочем, в эпоху National Geographic становится очевидно, что существует огромное количество способов разнообразить свою жизнь и поближе познакомиться с дикой природой. И это будут настоящие дикие звери в естественной среде обитания, а не животные, которые никогда не видели свободы и всю жизнь провели в клетках.

Распространённость дешёвых перелётов и появление всё новых возможностей для путешествий позволяет всё большему количеству людей вживую видеть диких зверей, которые обитают в совершенно иных климатических условиях. Конечно, далеко не все могут позволить себе далёкие путешествия, но тут мы снова возвращаемся к вопросу об адаптации и, если хотите, смирении.

Увы, но наш опыт действительно ограничивается самыми разными факторами, но его расширение с помощью подстраивания окружающей среды под свои желания не всегда этично. Последние десятилетия западная цивилизация наслаждалась избыточным потреблением, и сейчас происходит закономерное переосмысление этого процесса. Долгое время мы были настроены на то, чтобы получать всё, что хотели, но теперь всё чаще задаёмся вопросом, имеем ли мы право ссылаться на свои желания как на истину в последней инстанции.

Совсем не факт, что однажды зоопарки в их нынешнем виде исчезнут навсегда. История весьма циклична, и вряд ли стоит зарекаться. Но в ближайшие годы нам явно стоит ожидать, что зооактивизм будет всё больше направлен на принципиальную трансформацию индустрии зооразвлечений. Этические дилеммы будут озвучиваться всё громче, и споры будут становиться всё жарче, ведь сознательно отказываться от какой-никакой власти над окружающим миром – та ещё задача со звёздочкой.

Автор:
Фотограф:
Наста Захаревич
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость