Так ли это на самом деле и чего нам стоит ждать от изменчивой погоды в будущем – ответы на эти вопросы Зелёный портал нашел у эксперта в области климатической политики МОО «ЭКОПРОЕКТ» (Беларусь) и «EVRESCO» (Ирландия) Марии Фалалеевой.
«Сильный ветер может спровоцировать подобное явление»
Пыльные бури для Беларуси явление редкое, но не уникальное. За последние 40 лет в стране произошло больше 340 пыльных бурь, около 70 из них, по данным ученых, случились на Полесье. Появление бурь связывают с естественными факторами – засушливые периоды вызывают пересыхание почв на распаханных полях.
Дополнительной причиной их возникновения стала мелиорация. Известный факт, что на территории белорусского Полесья, в период активного осушения болот в 60-80 годах, пыльные бури стали далеко не редкими.
Поскольку появление пыльных бурь вызвано целым рядом причин, нельзя однозначно сказать, что пыльная буря в Минской области произошла исключительно из-за изменения климата. Но определенно можно отметить, что если раньше бури были характерны для южных территорий, то теперь видим, что они постепенно сдвигаются на север. И я думаю, что изменения климата здесь все-таки играют существенную роль.
Если мы будем рассматривать детально, какие климатические факторы смогли повлиять на возникновение пыльных бурь, то это, прежде всего, изменение режима осадков, повышение температуры, и, как результат, пересыхание почвы. Решающую роль также играет сила ветра. По данным прошлых лет, бури чаще всего возникают в весенний период.
На полях нет растительности, и почва еще не закреплена их корневой системой, но уже распахана. И сильный ветер может спровоцировать подобное явление. В Беларуси общее количество осадков изменяется незначительно, но их распределение становится другим.
Именно этот период – начало и середина весны – становится более засушливым, чем раньше. Так что, появление пыльных бурь в средней полосе Беларуси вполне можно связать с изменением климата.
«Климатические риски по всем позициям у нас увеличиваются»
Поскольку, по данным климатических прогнозов, количество пыльных бурь со временем может увеличиваться, многое зависит от того, насколько мы сами сможем предупредить эти явления и разработать адаптационные мероприятия, которые смогут снизить воздействия на людей и экономику.
Существует ряд мер, которые могут снизить уязвимость к пыльным бурям: посадка лесополос, сельскохозяйственные мероприятия. Другие мероприятия могут применяться для того, чтобы предотвратить само появление пыльных бурь – это, например, повторное заболачивание мелиорированных территорий. Если мы достаточно оперативно спланируем мероприятия по адаптации и будем их применять, то вполне возможно, что природные «факторы риска» у нас возрастут, а их негативные последствия мы сможем снизить.
Нужна и разработка мер раннего предупреждения, когда должны работать в связке и метеорологи, и работники сельского хозяйства, Госавтоинспекция, медицинские службы. А у нас получается, что такой связки часто как раз и нет. Такие альянсы важно образовать и в рамках национальной программы по адаптации к изменениям климата, и конкретно в применении к отдельным проблемам, таким как пыльные бури.
Если говорить о городах, то они как правило не являются источником пыльных бурь, поскольку большинство поверхности запечатано асфальтом. Тем не менее, город может серьезно страдать от последствий. В качестве аналогии можно вспомнить какое масштабное воздействие оказали на города России в прошлые годы пожары на торфяниках.
И здесь возникает вопрос – как у нас организована система зеленых насаждений в городском пространстве и вокруг него, как организована система защиты и оповещения, готовы ли мы к тому что частота пыльных бурь будет увеличиваться?
«У нас появятся новые агроклиматические зоны»
За последние десятилетия среднегодовая температура в Беларуси повысилась на градус – и это действительно много. В результате, природные и агроклиматические зоны смещаются в северном направлении. Агроклиматические зоны – это зоны, которые отражают сочетание показателей тепла и влажности - основных условий для сельского хозяйства.
В Беларуси традиционно существовали три агроклиматические зоны: Северная, Центральная и Южная. В последнее десятилетие у нас появилась новая агроклиматическая зона, такая же, как на севере Украины. Она так и называется – Новая, но по прогнозам до 2030 года она займет центр, в до 2050 года - даже северную часть Беларуси, а на смену ей придут еще две зоны, для которых еще названия не придумали. Их аналоги можно посмотреть на юге России и в Центральной Украине.
Понятно, что у нас условия не будут точно такие, как сейчас на севере Украины, потому что там другая ситуация, другой рельеф, почвы. У нас все будет по-своему, но чтобы понять, к чему готовиться, можно подсмотреть аналоги в сопредельных странах.
Уже не только на Полесье, но и в центральных и северных районах Беларуси люди отмечают, что увеличивается температура, раньше сходит снег, происходит экстремальное выпадение осадков, сильные ветра. Это все наша новая реальность. Климат меняется, это очевидное явление.
И мы наблюдаем, как разные отрасли хозяйства на эти условия могут реагировать. У нас становятся более уязвимыми климатозависимые отрасли: лесное и сельское хозяйство. Они зависят от температуры и влажности. В городах от температуры зависит здоровье людей, состояние дорог, дорожных покрытий, инфраструктуры.
Для Беларуси последствия изменения климата не катастрофичны, в сравнение другими странами в том числе с прибрежными государствами, тропическими регионами, где это действительно может стать катастрофой.
Беларусь находится в зоне с умеренными рисками и даже с возможностями извлечь выгоду из изменений климата, например, увеличение вегетационного периода, сокращение отопительного периода. Но тут всегда надо помнить, что перспектива снимать по два урожая сможет стать реальностью, только если мы заранее подготовимся к новым условиям, а также если мы найдем методы борьбы с негативными последствиями этих новых условия - засухами, пыльными бурями, вредителями.