«Эта жуткая жара, которая сейчас пришла, – самая настоящая хитрая воровка», – говорит Мурали Саху, маляр-строитель из Восточной Индии, пока моет свои вёдра и кисти в конце очередного душного рабочего дня.
Десять лет назад он мог заработать шесть тысяч рупий (84 доллара США) за неделю работы, но в последние годы лето в его родном штате Одиша становится всё жарче, и это значит, что он не может больше работать полный рабочий день, даже если начинает в 7 утра. Палящее солнце всё равно побеждает.
«Сейчас мой недельный заработок упал до 2500 рупий (35 долларов), в день я зарабатываю 350 рупий (5 долларов). Как на эти деньги может жить моя семья?», – спрашивает Саху, отец двух мальчиков.
По словам учёных, поскольку изменение климата приносит всё более сильную жару в те регионы, которые уже сейчас считаются самыми жаркими, таких людей, как Саху, которые работают на открытом воздухе, вряд ли ждёт хорошее будущее.
Если выбросы парниковых газов продолжат расти нынешними темпами, к 2100 году в Одише будет до 48 чрезвычайно жарких дней в году, предупреждает в новом отчёте Лаборатория климатического воздействия (CIL).
Исследователи определяют день как чрезвычайно жаркий, если температура атмосферного воздуха поднимается выше отметки в 35 градусов Цельсия.
Доклад о смертности от жары в Индии был подготовлен совместно с Центром развития Тата в университете Чикаго. Учёные изучали человеческие и экономические издержки, связанные с изменением климата и экстремальными погодными явлениями в Индии.
«Погода и климат формируют экономику и общество Индии», – говорит Амир Джина, эколог-экономист из Школы общественной политики Харрис при Чикагском университете и один из авторов исследования.
«Температура и уровень осадков влияют на самые разные показатели – здоровье людей, производительность труда, урожайность в сельском хозяйстве, уровень преступности и конфликтов в целом», – уточняет он.
Убийственное влияние
Исследование показало, что средние летние температуры в Одише будут расти примерно с 29°C в 2010 году до более 32°C к 2100 году. Если так и случится, то в Одише будет самые высокие температуры во всей Индии (29 штатов).
По словам исследователей, в среднем по стране температура вырастет с 24 до 28°C.
Метеорологи отмечают, что местоположение региона и его географические особенности – наличие береговой линии длиной 480 километров и строительство бетонных зданий и асфальтированных дорог в городах – одни из причин, почему страна становится настолько жаркой и влажной.
Исследование показало, что по мере роста температуры пострадает экономика Одиши, потому что людям будет всё труднее работать.
По словам Амира Джины, пока ещё никто не рассчитал, как именно повышение температуры повлияет на производительность штата. Лаборатория климатического воздействия планирует предоставить такие расчёты в более позднем исследовании.
Но в докладе, опубликованном Международной организацией труда ООН (МОТ) в июле 2019 года, есть прогноз, согласно которому Индия в целом может потерять почти 6% рабочего времени из-за жары к 2030 году. По словам МОТ, это будет эквивалентно потере 34 миллионов рабочих мест.
А эксперты в области здравоохранения предупреждают, что экстремальная жара может быть смертельной.
Амбариш Датта, эксперт по Одише в Индийском институте общественного здравоохранения в столице штата Бхубанешваре, говорит, что «убийственный эффект» проявляется, когда температура окружающей среды достигает 36,5°C.
В период с 2008 по 2017 в Одише, штате, где почти три четверти работающего наеления работает нелегально, от жары (по данным правительства) погибло в общей сложности 630 человек. Но к концу века количество смертей в Одише, связанных с жарой, может достигнуть 42 000 в год, предсказывают исследователи.
Амир Джина отмечает, что неравенство в доходах частично объясняется уязвимостью государства перед растущей жарой.
Как правило, в Индии люди начинают вкладывать значительные средства в технологии охлаждения (например, покупать кондиционер), когда зарабатывают не меньше 983 000 рупий (13 700 долларов) в год, говорится в другом исследовании Центра развития Тата, которое было опубликовано в октябре этого года.
Данные правительства показывают, что в Одише годовой доход на душу населения намного ниже – 75 800 рупий (чуть больше одной тысячи долларов), что делает кондиционер недоступным для большинства людей.
«Способность лучше приспособиться пропорциональна более высоким доходам,– говорит Джина. – Только те, у кого есть много денег, могут покупать кондиционеры и могут дополнительно защищать свои дома от жары».
Цена жары
По словам экспертов в области развития и окружающей среды, у нас всё ещё есть время прекратить повышение температуры и связанные с этим смерти в Одише. Специалист Датта из института общественного здравоохранения заявляет, что правительство должно более строго соблюдать существующие правила, которые запрещают работодателям заставлять людей, работающих на открытом воздухе, трудиться в самую жаркую часть дня.
Закон также обязывает работодателей предоставлять воду, организовывать тень и выдавать головные уборы для защиты работников от жары.
Прадип Кумар Наяк, главный управляющий Государственным департаментом менеджмента стихийных бедствий в Одише, заявляет, что государству необходимо серьёзно изучить влияние сильной жары на самозанятых людей, а также на экономическую производительность и ВВП страны.
«Больше всего проигрывают те, кто едва зарабатывает на жизнь», – добавляет он.
Для Саху потери уже очень ощутимы. В 2017 году у него был диагностирован рак кишечника, в котором мужчина обвиняет многолетнюю работу в очень жаркую погоду. Он говорит, что часто, выполняя работу, был буквально на пределе своих возможностей – он работал с обезвоживанием, потому что беспокоился, что перерывы на воду приведут к его отставанию от графика.
Его жена ушла, когда ему поставили диагноз, «потому что, возможно, она была уверена, что я не выживу», говорит мужчина.
Сейчас Саху в ремиссии, но он слишком слаб, чтобы работать более 15 дней в месяц. Он больше не может переносить жару, поэтому занимается только внутренней отделкой.
«Погода меняется, и это разрушило мою жизнь», – подытоживает Саху.