05.03.2015 / 10:03

Гомельские зоозащитники считают, что открывать в Беларуси приюты для бездомных животных пока рано. Вместо них волонтеры уже который год пытаются согласовать с властями города программу стерилизации. Обе стороны считают, что проблему бездомных животных решать надо, но прийти к одному мнению не могут до сих пор. Так за чем же стало дело?

Что такое программа стерилизации

Активисты движения по защите бездомных животных опираются на опыт западных коллег. Все европейские страны, в которых на сегодняшний день существуют приюты, начинали с тотальной программы стерилизации бездомных и хозяйских животных. Тут и задумываться не нужно, настолько все логично. Стерилизованные животные не смогут плодить потомство. Это обеспечит отсутствие на улицах бродячих псов и кошек, и небольшую загруженность приютов. И людям приятно, и государству выгода.

Например, в Польше государство помогло волонтерам создать центры по передержке в десятидневный срок животных после стерилизации. Одно такое учреждение рассчитано примерно на 30 особей.

Центр заключает договор с жильцами обычных домов, которые опекают уличных котов. В документе прописывается, что люди обязаны соблюдать и поддерживать чистоту на дворовой территории, в частности, убирать за животным после кормежки, следить за чистотой подвалов и лестниц и т.д. Жители домов по доброй воле могут оплатить корм или временное содержание в этом центре. Спустя 10 дней после операции они забирают стерилизованную кошку и выпускают в места ее обитания.

Коты нужны городу, как санитары: они охотятся на мышей и крыс, которые портят имущество и разносят инфекции. Стерилизованные коты – это двойная польза. Такие животные уже не размножаются, не метят территорию, тем не менее, защищают ее от пришествия других животных.

Приюты для животных – это не панацея

Лидер движения по защите бездомных животных в Гомеле Светлана Лаппо считает, что программа стерилизации обеспечит плавный переход к закону о защите животных.

"Для того, чтобы запланированный закон не просто существовал, а эффективно работал, нужно донести до людей, что они будут обязаны стерилизовать домашних питомцев. Конечно, исключение будет для тех, кто занимается разведением породистых животных", – говорит Светлана.

Стерилизация – услуга не из дешевых. Выкладывать 30-40 $ за операцию своему любимцу спешат немногие. Сумму накопить, конечно, можно. Но зачем, если выпустить орущую кошку или взвинченного пса на самовыгул гораздо проще? Что делать с потомством, задумываются после. А чаще всего не задумываются и выносят котят и щенков к мусорным бакам.

Виной всему воспитание и менталитет. В деревнях было так принято: если щенков много, их топили. В современном мире топить – бесчеловечно, а вынести на помойку – вроде как дать призрачный шанс на спасение. И тем самым только увеличить количество бездомных животных в разы. Если выживут, конечно…

"Насмотревшись Animal Planet, люди думают, что приюты решат все проблемы. Я вас разочарую. Приюты – это не панацея, – объясняет Светлана Лаппо. – Некоторые гомельчане воспринимают наше движение, как организацию, куда можно сбросить надоевшее животное. Боюсь представить, что будет с приютом. Все котята и щенки, которых сегодня относят к мусорным бакам или шантажом впихивают нашим волонтерам, будут оказываться в этом зооучреждении. Вы представляете, что это будет? Перезаполненные клетки и очищенная совесть у людей, которые не хотят нести ответственность за своих питомцев".

При таком раскладе лишних и невмещающихся животных будут усыплять. В США и многих других странах такая практика уже существует. Всех бездомных кошек и собак проверяют на неадекватность, хронические заболевания. Если хоть что-то с четвероногим не так, его сразу отправляют на эвтаназию. Животным с недостатками сложно найти новых хозяев, поэтому для приюта они становятся лишним пунктом затрат.

Предложения

В настоящее время гомельские волонтеры пытаются запустить программу стерилизации только для кошек. Собаки лают, из-за этого могут возникнуть неразрешимые конфликты с соседями. В таком случае для центра по стерилизации будет необходима удаленность от жилых помещений, а зоозащитникам со зданиями пока выбирать не приходится.

Активисты полностью подготовили проект. Для создания одного городского центра по стерилизации нужны лишь стеллажи, клетки, ветеринарный врач, медицинские препараты для стерилизации. Волонтерскому движению предлагают даже финансовую помощь на реализацию программы. Возможно, она не покроет все расходы. Но если посчитать все траты из государственного бюджета на отлов бродячих животных, выйдет сумма гораздо больше. В нее входят коммунальные услуги, препараты на усыпление, бензин… Среди прочего и зарплаты службе отлова.

Волонтерам за работу платить не нужно, на то они и волонтеры. Чтобы гарантировать постоянную работу в центре, можно заключить с каждым добровольцем договор. По их словам, многие готовы тратить на это свое время и возможности.

Поиск помещения

Разработанный проект лидер движения по защите бездомных животных представила в 2013 году мэру города Виктору Пилипцу. Позже его сменил Петр Кириченко, которого тоже ознакомили с предложениями зоозащитников.

"Мы предлагали, чтобы часть помещений предприятия "Спецкоммунтранс" отдали для программы стерилизации, – рассказывает Светлана Лаппо. – Надобности городу в этом помещении нет. Всех пойманных животных там не передерживают. Их убивают в день отлова. Остаются только породистые питомцы и четвероногие с жетонами. Гостиница для животных не пользуется рентабельностью, в зимнее время она вообще не работает".

Но городские власти навстречу волонтерам не пошли. Директор КУП "Спецкоммунтранс" Валерий Ткачев пояснил, что на это были свои причины:

"Помещения, которые просили волонтеры под свой проект, очень маленькие. Да и центр такого плана должен находиться отдельно. КУП "Спецкоммунтранс" – это закрытое предприятие, где есть определенные правила, техника безопасности, охрана труда. Вот если его все-таки создадут, то мы с удовольствием поможем. Например, отловленных животных сможем доставлять прямо в этот центр".

После обсуждения инициативы волонтеров, городские власти стали ежемесячно предлагать зоозащитникам списки неиспользуемых зданий. Среди них по большей части были промышленные, складские, хозяйственные помещения и гаражи. При этом отдавались они не бесплатно.

"Многие варианты не подходили нам из-за плохих бытовых условий. Согласитесь, в ангаре без отопления нельзя содержать кошек после операции, – рассказала Светлана Лаппо. – Те здания, что подходили, имели огромную цену. Наши волонтеры просмотрели даже несколько неиспользованных объектов в районных деревнях, но постройки находились слишком далеко, каждый день не наездишься".

Поиск здания самостоятельно вели и сами зоозащитники. Подходящее помещение нашлось в промышленной зоне на улице Шилова. Ранее оно принадлежало комбинату школьного питания. Единственный минус – отрезанность от коммуникаций. Свет и воду волонтеры готовы были подключить. Но управление коммунальной собственности Гомельского горисполкома предложило активистам движения не арендовать, а выкупить здание на аукционе.

"В городе нет для этих целей свободных помещений, – сообщил первый заместитель генерального директора Григорий Туровец. – Все доступные здания присылались волонтерам в ответных письмах от горисполкома".

Программа стерилизации в городе пока стоит под большим вопросом. Но волонтеры отступать даже и не думают. В перспективе зоозащитников достигнуть хотя бы соглашения о стерилизации кошек. Ведь на них горожане вызывают отлов чаще, чем на собак. Коты метят свою территорию, а люди не терпят этого запаха. Если большую часть кошек стерилизовать, пользу ощутят все. Горожане свободно вздохнут от наплыва бездомных кошек, отлов будет реже выезжать на вызовы, государство сможет экономить на этом бюджетные средства. А главное, у общества сформируется ответственное отношение к судьбе питомцев как собственных, так и бездомных.

Автор:
Фотограф:
Наталья Ошека
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость