Лиза не слазит с байка уже третью зиму подряд. Каждый день – в метель, слякоть, гололёд – садится в седло и отправляется через полгорода в университет.
«Мои друзья говорят: если нет велосипеда, значит, нет Лизы», – смеётся девушка. Она приручила витебские снегопады и витебских гаишников. С изящностью вписала себя в зимний городской пейзаж. Будто так всегда и было: зимой на велосипеде. Но о лошадях тоскует постоянно.
Как зверь какой-то…
А вначале действительно были кони. Прадед Лизы служил в своё время ветеринаром в конной армии. Страсть к лошадям проснулась и у его правнучки. «Это было как вспышка», – признается. Ей было тогда 10 лет, она была очарована лошадьми.
«Это большое сильное животное, с которым можно просто гулять, необязательно ездить и скакать. И разговаривать. Да-да, они слушают. Я разным делюсь, иногда отвечают мне приглушенным ржанием...», – говорит Лиза.
«И сами выезды верхом куда-нибудь в поля, в лес. Дикие животные и птицы тебя не боятся, считают, что всадник и лошадь – это одно целое. Как зверь какой-то. Ну да, кентавр. Дятел стучит, не обращает на тебя внимания. Белки не разбегаются. Пару раз было: белка смотрит на меня, я – на неё, конь тоже на нее косится. И она ж никуда не убегает, ей любопытно. А если на велосипеде ехать – птички пение всё-таки приглушают», – замечает девушка.
Ай, просто теплее одеваться нужно…
Так уж получилось, что любовь к велосипедам и зимним «покатушкам» на байке также связана с лошадьми.
«Я подрабатывала с лошадьми, и мне за уборку платили какие-то деньги. Я их откладывала на велосипед, на котором и сейчас катаюсь. Когда купила его – счастья не было предела!», – делится Лиза. – Конюшня находилась за Тулово, и нужно было каждый день убирать, кормить лошадей. А с транспортом в Тулово у нас туго. И я начала ездить на велике, и в какой-то момент поняла, что могу кататься круглый год. И что покрышки с шипами особо и не нужны. Что не нужны какие-то огромные колёса. Каждый день ездила на конюшню. Метель, град, дождь, снег – неважно, садилась и ехала».
При этом признается, что от природы она мерзлячка: «Это да, с самого детства я мёрзну. Может, плохой ток крови в конечности или что. В общем, медицина какая-то. Ай, просто теплее одеваться нужно!»
5 советов, как одеваться велосипедисту в холода
С учетом того, что беларусская зима накрывает едва ли не половину календарной весны, советы витеблянки Лизы будут полезны и тем, кому уже не терпится запрыгнуть в седло и открыть новый сезон.
-
В одежде главное многослойность. Надеваю майку, на нее – лёгкую флисовую байку. Сверху мембранную куртку. Она не слишком толстая, но хорошо защищает от ветра. С подстёжкой.
-
По поводу обуви: езжу в обычных зимних ботинках. Главное, чтоб было удобно. Начинала кататься в специальных велоботинках, с металлическими шипами на подошве (у меня педали контактные), но однажды отморозила пальцы. Так что с ними лучше не рисковать.
-
Перчатки – горнолыжные. Если руки постоянно мёрзнут, как у меня, можно еще тонкие перчатки поддевать. На грипсах у меня пенистый материал, но всё равно от металлического руля холод идет невероятный.
-
На голову – бафф. В виде банданы или повязки. Если метель – горнолыжная маска. Но зимними утрами и вечерами в ней темно, так что на нос повязываю платок.
-
Главное в зимнем катании – дыхание: вдыхать носом, выдыхать ртом. И только. Всегда себя контролировать. Сначала дышала беспорядочно, начинала задыхаться, платок замерзал: хочется дотронуться до губ, а платок, как броня, замерз.
Этой зимой Лиза заболела всего раз. Но уверяет, что это в университете подхватила лёгкий вирус. Напоминает, что самые уязвимые места в катании зимой и ранней весной – пальцы рук-ног, нос и голова: «Когда еду на велике и вижу, что люди без шапок, аж дрожь пробирает…»
Хотела от велосипеда лёгкости и комфорта
Теперь Лиза гоняет на своем любимом байке и на учёбу. Она третьекурсница витебской ветакдемии (ВГАВМ). Каждый день проделывает на велосипеде минимум 9-10 км.
О своем «железном коне» рассказывает с гордостью. После покупки в течение года совершенствовала его, подстраивала под себя. За деньги, заработанные на лошадиной ферме, купила карбоновую раму, поменяла вилку, педали и т.д.
«И я создала, в общем, то, что хотела. Хотела от велосипеда в первую очередь лёгкости и комфорта», – говорит. И уверяет, что никакого специального зимнего апгрейда не делала. Всю зиму ездит на обычной резине.
Витебск пока что не «смарт»
Витебск плохо приспособлен для зимних прогулок на велосипеде. И далёк еще от того идеального города, в котором ритм задают люди, а не автомобили, говорит Лиза Никулина. Велодорожек как таковых нет. А если и есть (на проспекте Победы, например), качественно расчищать их зимой никто не собирается.
Но есть и плюс: широкие тротуары в центре города.
«Это хорошо. Благодаря широким улицам в центре спокойно можно объезжать и людей. Тут самое главное, чтобы они тебя видели. А ведь люди, когда видят велосипедиста зимой, у них шок происходит. Они начинают метаться. А зимой резко тормозить нельзя. Это сразу падение…»,– говорит Лиза.
К пальцу с прокруткой у виска в свой адрес Лиза уже привыкла. Но составила для себя еще и топ фраз, которые слышит от прохожих. Самое частое и ласковое среди них: «Сумасшедшая, наверное!» Или: «Летом не накаталась?» Но есть и наблюдатели, которые приходят в восторг: «Вау! велосипедист, класс!». Водители часто показывают из своего тёплого салона большой (не средний!) палец. Круто крутишь, мол…
А я не сумасшедшая
Лиза говорит, что кататься зимой – это никакое не безумие. Для неё это способ никуда не торопиться и увиливать от городских пробок. Возможность подчинить себе время и не поддаться бешеному ритму, который навязывает тебе город. Не поддаться его стереотипам (кроме того, год назад Лиза отказалась от мяса в своём рационе и на чисто вегетарианских харчах успела покорить 4-тысячник Качкар-Даг в Турции).
В общем, не сумасшествие это, а абсолютно рациональное решение.
«Ну неудобно мне ходить на остановку. И времени больше занимает. На транспорте надо ехать почти 40 минут. А я летом на велосипеде заезжаю за 20. Зимой трачу 30 минут и более, в зависимости от погоды. Всё равно быстрее автобуса», – говорит Лиза. И признаётся, что постоянно скучает по лошадям. В Тулово их уже нет. Приходится ездить в Бешенковичский район, на фермерское хозяйство ее друзей.
«Кони дают какую-то силу, которая помогает выживать и в городе. Городская жизнь – это утром проснулся и дела-дела-дела. Приходишь вечером – и спать. А когда выезжаешь за город верхом, у тебя время как будто бы останавливается. Или вовсе куда-то исчезает. Человек же не может постоянно бежать и бежать…», – говорит уставшему от бесконечной беготни автору этих строк рыжеволосая 19-летняя девушка.
Там, за городом, Лиза становится кентавром и абсолютно своим для дятлов и белок. А здесь, в городе, она срослась с велосипедом и приручила белорусскую зиму. Научилась не бежать и контролировать время.
Ну да, немного сумасшедшая. Но именно такие сумасшедшие делают наши города (совсем пока еще не «смарты») умнее.