05.03.2021 / 08:03

С экспертом Татьяной Манёнок разобрались, почему Беларусь вряд ли увеличит объём закупки природного газа у России. Даже если нам всё-таки построят азотный комплекс в Гродно, как построили АЭС.

Экономически не просчитанное заявление

Беларусь продолжит тесно сотрудничать с Россией – эта мысль сквозит в темах, которые обсуждали Лукашенко и Путин на встрече в Сочи в конце февраля. В частности, на встрече шла речь о том, что АЭС в Островце уже достроена, но снижать объём закупки газа Лукашенко не планирует.

Со ссылкой на него БелТА пишет, что полный ввод в строй Белорусской АЭС позволит сэкономить примерно 5 миллиардов кубометров природного газа. Тем не менее, Лукашенко уверен, что «потребность в этом сырье в целом не снизится с учётом планов по строительству нового азотного комбината в Гродно».

«Мы все равно будем потреблять природный газ во всевозрастающих объёмах. Проект стоимостью 1,2 - 1,3 млрд, новый комбинат. Опыт у нас есть. У нас же такой работает там. Поэтому мы хотим увеличить объёмы азотных удобрений. Если будет ваше (Путина – ред.) поручение проработать вопрос, мы с Газпромом готовы этот проект реализовать», – говорит Лукашенко.

Планы выглядят логично, если не вникать в детали. Но важен контекст: ещё при планировании строительства АЭС в качестве одной из главных целей считалось снижение энергетической зависимости и объёма закупки российского газа. О том же речь шла ещё в 2019 году, а в 2021 году Лукашенко говорил, что хотел бы построить вторую АЭС и снизить импорт российского газа до 10 миллиардов кубометров в год.

Так всё-таки снизится объём закупки или сохранится? Объём на будущий год пока неизвестен, хотя «ранее это всегда была открытая информация, традиционно Беларусь импортирует около 20 миллиардов кубометров», – говорит специалистка в сфере энергетики и нефтехимической промышленности Татьяна Манёнок.

 

Что происходит с «Гродно Азот»

Какова роль в закупке газа у гродненского предприятия? Как объясняет Зелёному порталу Татьяна Манёнок, завод «является крупнейшим потребителем газа, это сырьё для производства».

Работа на российском газе предприятию выгодна:

«Надо понимать, что Беларусь импортирует российский газ по самой низкой цене среди стран СНГ, и это уже возможность для «Гродно Азот» быть конкуретносопособным на мировом рынке удобрений», – говорит Татьяна и уточняет, что на некоторые продукты завода есть высокий спрос.

Завод собираются расширять уже давно, параллельно планируя модернизацию действующего предприятия и новый азотный комплекс, который позволит увеличить объём производства.

В июле Лукашенко заявлял, что строительство начнётся в 2020-м. Новый комплекс должен был занять 50 гектар, но объём производства иметь такой же, как существующий на 500 гектарах. Ввести предприятие в эксплуатацию хотели в 2025 году.

Фото – belta.by
Фото – belta.by

Но строительство пока не начали, и новости за последние полгода были преимущественно о стачках и тому подобном. Также министр строительства и архитектуры Руслан Пархамович говорил в эфире «Беларусь-1», что строить будут в 2021-м и займутся этим люди, которые строили АЭС.

 

«Итальянская компания была идеальным вариантом»

«Такие проекты обычно реализуются профильными компаниями», – уточняет Татьяна Манёнок.

Генподрядчиком должна была стать итальянская компания Tecnimont, как объявили ещё в начале 2020 года. Планировалось, что она предложит технические решения и возможность привлечь финансовые ресурсы, а потом построит комплекс под ключ.

«Итальянская компания была идеальным вариантом. Но из-за беларусского политического кризиса и ухудшения отношений с Евросоюзом вероятно, что компания не будет заниматься строительством, и сейчас беларусская сторона ищет нового партнёра проекта», – говорит Татьяна Манёнок.

Партнёр для строительства заводу по-прежнему нужен, потому что самостоятельно инвестировать он вряд ли сможет:

«Я вспоминаю годы, когда представитель «Гродно Азота» и депутат Тамара Последняя ещё публично говорила, что государство изымает деньги за счёт того, что «Гродно Азот» приходится субсидировать внутренний рынок.

Он недополучает деньги, которые могли бы быть направлены на реализацию инвестиционных проектов. Очень сомнительно, что эта политика изменится, и предприятие сможет поставлять продукцию на внутренний рынок по конкурентным рыночным ценам», – говорит собеседница.

 

«Заинтересуется ли «Газпром» – большой вопрос»

Предложение инвестировать российской компании уже не первое. Много лет назад это уже обсуждалось с «Газпромом», его структуры активно вели переговоры с беларусской стороной. Условия участия в проекте, по словам Татьяны, были сложными, и в итоге он не состоялся.

Вряд ли Россия не захочет терять такого крупного потребителя своего газа, как Беларусь: она в первой тройке крупнейших потребителей. Но «заинтересуется ли «Газпром» – большой вопрос, учитывая его прошлогодние финансовые проблемы Газпрома. Согласие зависит от того, какими будут условия, что будет предлагаться», – говорит Татьяна.

Она считает, что попытки найти инвестиции будут предприниматься и далее, но результат спрогнозировать сложно.

«Я читаю сайт предприятия: новый гендиректор Игорь Ляшенко, который относительно недавно был вице-премьером, намерен двигать этот проект. В ближайшее время состоится встреча с премьером Романом Головченко, где будут обсуждать варианты реализации проекта», – говорит Татьяна Манёнок.

Но кто бы ни взялся за строительство – итальянцы, россияне или китайцы, которым тоже когда-то предлагали – это вряд ли поможет увеличить объём закупаемого газа. По крайней мере, данных об этом нет.

«Исходя из предварительных данных, которые ранее озвучивались официально, проект будет способствовать повышению энергоэффективности и снижению импорта российского газа за счёт внедрения более эффективного оборудования.

Поэтому заявление Лукашенко о том, что мы не будем снижать импорт, не совсем логичное. На каком основании это заявлено? Такие экономически не просчитанные заявления мы уже слышали».

Автор:
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость