Согласно данным наиболее полного на сегодняшний день исследования по теме, такие реки составляют лишь 14% площади речных бассейнов мира, - пишет The Guardian.
Ученые обнаружили, что биоразнообразие более чем половины рек серьезно пострадало, когда крупную рыбу, такую как осетр, заменили собой инвазивные виды вроде сома и азиатского карпа. Загрязнение, плотины, чрезмерный вылов рыбы, ирригация на фермах и повышение температуры из-за климатического кризиса также виноваты в снижении биоразнообразия.
Наиболее сильно пострадали регионы Западной Европы и Северной Америки, где живёт много богатых людей. Там воздействие человека на реки оказывается особенно высоким. Яркие примеры - это Темза в Великобритании и Миссисипи в США.
Реки и озера - крайне важные экосистемы. Они покрывают менее 1% поверхности планеты, но 17 000 видов рыб, обитающих в них, составляют четверть всех позвоночных на планете. Кроме этого, здоровые реки – это источник пищи и чистой воды для людей по всему миру.
Другое недавнее исследование показало, что мировые популяции мигрирующих речных рыб с 1970 года сократились на «катастрофические» 76%, причём в Европе их стало аж на 93% меньше. Сильнее всего пострадали крупные речные жители, и некоторые из них, например, гигантский сом Меконга, оказались на грани исчезновения. Проведённый в 2019 году анализ показал, что из-за распространённости плотин только в трети рек сохраняется «свободное течение».
Себастьян Бросс из Университета Поля Сабатье в Тулузе, Франция, который руководил новым исследованием, сказал, что реки во многих богатых странах со времён промышленной революции изменились до неузнаваемости. «У нас были осетровые размером более 2 метров, у нас были тысячи лососей и много другой рыбы, которая сегодня почти исчезла».
«Река Темза – одна из самых пострадавших – в нашем исследовании набрала 12 баллов из 12, – сказал он. В последние десятилетия качество воды в реках Западной Европы и Северной Америки повысилось, но я не уверен, что скорость изменения достаточна, потому что численность рыбных популяций действительно резко сократилась».
Самое высокое речное биоразнообразие – в Южной Америке, но исследователи обнаружили, что только 6% наиболее нетронутых рек приходятся на этот регион.
«Нам действительно нужны сильные политические решения, чтобы рассматривать биоразнообразие как нечто важное для человека», – сказал Броссе.
В исследовании, опубликованном в журнале Science, было изучено почти 2500 рек во всех частях света, кроме полярных регионов и пустынь. Предыдущая работа была сосредоточена просто на количестве видов, но это исследование включало экологические роли видовм и то, насколько тесно связаны разные виды. Исследователи также учли изменения в биоразнообразии за последние 200 лет.
Главное изменение – это количество инвазивных видов, занесенных в реки.
«В Западной Европе вы увидите североамериканского лосося, черного бычка, карпа и золотых рыбок из Азии, а также рыб-москитов», – сказал Броссе.
Во всем мире карп, большеротый окунь и тилапия являются одними из самых распространенных экзотических рыб. Они приспособлены к неподвижным водам и процветают по мере роста количества плотин. Это приводит к гомогенизации популяций рыб в реках и делает их менее способными справляться с изменениями окружающей среды, такими как глобальное изменение климата.
Наименее пострадавшие реки были обнаружены в отдаленных районах с небольшим количеством людей, особенно в Африке и Австралии, хотя ихтиофауна в бассейне Мюррей-Дарлинг (Австралия) была повреждена.
«Но в этих наименее затронутых бассейнах недостаточно видов для поддержания глобального биоразнообразия рыб, – сказал Гроссе. В них обитает только 22% мировой фауны, поэтому нам также необходимо сохранять биоразнообразие в бассейнах, на которые сильно влияет человек».
«Честно говоря, я удивлен, что они обнаружили, что только 53% речных бассейнов претерпели заметные изменения, – сказал Зеб Хоган из Университета Невады, США. Практически все крупнейшие реки мира претерпели значительные изменения. Там, где когда-то были реки, полные лосося и осетра, теперь реки с окунем, синежабрами, карпом и сомом».
«Амазонка, Конго и Меконг пострадали больше, чем мы ожидали. Это открытие может указывать на то, что новые плотины и другие нагрузочные факторы, возможно, уже оказывали широкомасштабное воздействие, – сказал он. Меры, принятые для защиты и сохранения наземных и морских животных, часто не помогают защитить реки».
Броссе также отметил, что оценка воздействия в его исследовании, вероятно, была занижена, потому что вымирание рыбы могло быть гораздо большим, чем было официально зарегистрировано.