В последние десятилетия вопрос этичности производств и бизнес-моделей становится всё более острым: меняются предпочтения потребительниц и потребителей, нам важен не только функционал продуктов, но и то, что стоит за их созданием. Всё это заставляет производителей пересматривать подходы к своей работе и переходить к экономике замкнутого цикла.
Для того, чтобы переход к циркулярной экономике был более быстрым и эффективным, мало одного желания производителей.
«Надо развивать институциональную базу, - говорит Дмитрий Матусевич, заместитель Министра экономики Республики Беларусь. - Почему это важно? Прежде всего из-за глобальных рисков ухудшения состояния окружающей среды и исчерпания природных ресурсов. Для нас это актуально, потому что мноие ресурсы импортируются, и вторичное встраивание их в цепочки очень важно».
Идея «главное – получить максимальную прибыль» больше не работает
Сейчас во всём мире изменяется сама парадигма экономики и, соответственно, происходит трансформация работающих экономических моделей. Экономика замкнутого цикла способна изменить отдельные секторы: создать новые рабочие места, привлечь инвестиции, основанные на инновациях. И как бы банально это ни звучало, но будущее – за инновациями. Сегодня, чтобы построить успешную экономическую модель, надо быть в тренде, не бояться нового и уметь экспериментировать.
Бизнес вынужден обращать внимание на мировые тенденции и просто не может игнорировать то, насколько быстро изменяется мир: меняются требования к материальным благам, очень серьёзно меняются ценности людей. И переход к циркулярной экономике – экономике замкнутого цикла – это не просто трансформация материальной базы предприятий, а глубинный сдвиг в самой концепции построения бизнеса.
Идея «главное – получить максимальную прибыль» больше не работает. Теперь в борьбе за прибыль особенно важно учитывать сопутствующие процессы. Откуда берётся сырьё? С какими эффектами для окружающей среды сопряжен сам процесс производства? Что происходит с отходами?
«Ответственное производство и потребление – одна из глобальных целей ООН, и мы должны говорить о готовности общества к такому переходу и готовности экономики. Беларусь работает над этим, некоторые вещи закреплены законодательно (вовлечение в топливный баланс возобновляемых иточников энергии, работа с вторичным сырьём и т.д.). Есть госзаказ на металлолом, макулатуру и пр. Это традиционные методы, но они стимулируют органы местной власти вовлекать отходы в цикл производства», - говорит Дмитрий Матусевич.
Внедрение циркулярной экономики – это следствие трансформации общества и путь к новым изменениям: оно может обеспечить порядка 12-15% прироста ВВП. Важно понимать, что изменения не будут актом альтруизма. Переход к экономике замкнутого цикла – это не «просто доброе дело ради следующих поколений», а финансово оправданный шаг, который пугает многих только потому, что они боятся пробовать что-то новое.
По словам Ирины Точицкой, работы исследовательского центра ИПМ показали, что зелёная экономика – это очень многоаспектное явление.
«Если какое-то время назад говорили о воздействии на окружающую среду, то сейчас очень много говорят о зелёной промышленной революции. Зелёный бизнес – это инновации, это возможность придать новый импульс развитию экономики».
Меняться – страшно, но это единственный шанс на успех
В Беларуси одним из самых обсуждаемых вопросов, связанных с зелёной экономикой, остаётся вопрос управления отходами. Интересна тенденция: очень много вниямания уделяется бытовым отходам, которые производим все мы в повседневной жизни. Создаются инициативы по уменьшению количества одноразового пластика, люди всё чаще ходят за покупками с эко-сумками, сортируют мусор дома и даже компостируют органические отходы. Социальная реклама вся сконцентрирована на том, чтобы мы меняли стратегии ежедневного поведения и заботились об окружающей среде на личном уровне.
В этом нет ничего дурного – мы и правда должны сокращать собственный экологический след и делать так, чтобы наше воздействие на окружающую среду было как можно более щадящим. Но за всеми разговорами об отказе от пластиковых пакетов и бережном отношении к бытовой технике часто теряется тот факт, что отходов производства в стране в разы больше, чем так называемых коммунальных отходов. По ряду причин фокус смещён на работу с отдельными людьми, хотя в первую очередь следует трансформировать производства.
Да, в Беларуси ведётся учёт промышленных отходов, на 1249 предприятиях есть около 2000 установок по использованию и переработке отходов, но существующих мер явно недостаточно.
И если сконцентрироваться на отходах производства, то неизбежно возникают вопросы: как достичь лучших показателей, как создать наиболее эффективные цепочки? Не всегда предприятия могут выстроить эффективную экономику, и у этого может быть несколько причин.
Нехватка знаний
Недостаточная информированность может приводить к тому, что руководство предприятия вообще не осознаёт проблему или осознаёт, но воспринимает её как непреодолимый побочный эффект производства. Определённый уровень загрязнения воздуха или грунтовых вод может восприниматься как объективная данность, которая не может быть изменена. А раз что-то нельзя изменить, то какой смысл вообще об этом беспокоиться?
Большую роль тут играет системное отношение к проблеме загрязнения на уровне законодательства. Говоря о «грязном» и «чистом» производствах, мы часто оперируем понятием «предельно допустимая концентрация загрязняющих веществ». И если в результате производственной деятельности эта предельно допустимая концентрация не превышается, то мы считаем, что производство не наносит вред окружающей среде. Эта подмена понятий мешает делать производства более чистыми.
К счастью, проблема нехватки знаний достаточно просто решается. Как только у руководства предприятия появляется чёткое представление о проблеме и осознание её важности, шанс на построение эффективной экономики существенно увеличивается. Если, конечно, организация не сталкивается с другими барьерами.
Нехватка финансов
Материальная ограниченность может серьёзно тормозить развитие экономики замкнутого цикла на отдельно взятом предприятии. И казалось бы: ну что делать, если денег нет? На нет, как говорится, и суда нет. Но всё не так печально: достаточно вспомнить, что деньги всегда находятся на то, что считается обязательным, и не находятся на «всяческие прихоти».
Чтобы создание циркулярной экономики перешло из разряда прихотей в разряд обязательного пункта создания и/или развития предприятия, должна быть соответствующая законодательная база. Никому ведь не приходит на ум заявить, что у предприятия недостаточно средств на обеспечение базовых правил охраны труда. Да и на то, чтобы поставить входные двери и установить на них замок, деньги тоже всегда находятся.
Страх изменений
Этот барьер имеет много общего с ограничениями, возникающими из-за нехватки знаний. Страх перед новым легко объяснить: время изменений всегда связано с кризисами, ведь любые трансформация сопряжены с тем, что система потеряет свой привычный уклад: придётся нанимать новых сотрудниц и сотрудников и обучать старых, изменять привычные рабочие процессы, местами признавать свою некомпетентность и, возможно, почувствовать жёсткую конкуренцию. Гораздо проще «спрятать голову в песок» и сделать вид, что мир застыл во времени, и что старые бизнес-модели всё ещё способны быть эффективными.
Такой подход может работать какое-то время, но рано или поздно неизбежно приведёт к провалу, потому что рядом с пугливыми руководителями одного предприятия работают новаторы, развивающие другие организации. Возможно, им тоже страшно, возможно, некоторые из них тоже провалятся по каким-то причинам, но шанс на успех есть только у тех, кто пробует новое.
Хватит делать упор на «конец трубы»
Чтобы выстроить эффективную циркулярную экономику на предприятии, надо чётко понимать, что взаимодействие производства с окружающей средой достаточно простое: мы берём у природы ресурсы (которых сейчас уже совсем мало) и возвращаем туда отходы. И для достижения компромисса нам надо переходить к зелёной экономике, которую также можно навать разумной экономикой.
Эта стратегия не нова: об экосознательности и минимизации отходов говорят уже давно. Тем не менее, профессор кафедры инновационного управления Института Бизнеса БГУ Сергей Дорожко утверждает, что что ни на одном предприятии в Беларуси он не видел безопасного для людей и окружающей среды обращения с химическими веществами, которые вовлечены в производственный процесс.
Учёный убеждён, что необходимо делать упор не на то, как поступать с уже произведёнными отходами, а на то, как трансформировать производства, чтобы отходов изначально было меньше: «У меня образовались отходы, и я думаю, как от них избавиться. Вместо этого стоит разбираться, на каком этапе они возникают и как их можно минимизировать», - говорит профессор.
Каждое изменение важно, но нельзя забывать, что системные трансформации возможны только тогда, когда в них будут заинтересованы все стороны. Надо смотреть на вещи реалистично: потребители не готовы платить больше за такой же продукт, производители не готовы прилагать дополнительные усилия, если они не приведут к увеличению прибыли, государство заинтересовано вмешиваться в процесс, только если результат будет соответствовать определённым целям (например, целям устойчивого развития).
Именно поэтому циркулярная экономика должна развиваться по наиболее выгодному для всех пути: потребителям – лучшие продукты, производителям – рост прибыли, государству – улучшение показателей. И это всё возможно, надо только научиться преодолевать свой страх. Бояться – можно, но при этом всё равно надо действовать.