06.05.2021 / 09:05

Это называют речным пиратством, и экосистемам и людям, которые зависят от таких рек, надо срочно что-то делать, пишет The Guardian.

Из-за глобального таяния ледников некоторые общины сталкиваются с новой проблемой: их реки внезапно исчезают.

Этот феномен называют речным пиратством или захватом ручьёв. Он возникает тогда, когда вся вода из одной реки переливается в другую из-за эрозии или, как в данном случае, из-за таяния ледников.

У учёных есть предсказания и по этому поводу. И, как это обычно и бывает с экологическими темами, радостных новостей нет. Дело в том, что из-за массивного таяния ледников та участки земли, которые много столетий подряд были покрыты льдом, станут открытыми, и из-за этого реки будут перенаправляться в высокогорные районы.

В большинстве случаев катастрофы не будет. Но в некоторых районах речное пиратство может привести к очень печальным последствиям. В первую очередь, это касается районов с так называемыми разными группами пользователей, которые полагаются на сток реки.

«Ледники отступают в целом по всему миру, – сказал Дэн Шугар, геолог из Университета Калгари. – Это усиленное отступление, которое мы наблюдаем сейчас, мы точно знаем, связано с изменением климата».

Шугар был ведущим ученым, который задокументировал первый известный случай речного пиратства в наше время в 2016 году на территории Юкон в Канаде. Самый большой ледник Канады растаял так быстро, что перенаправил большую реку и, таким образом, значительно снизил уровень воды в озере, которое он питал.

Сотни лет река Слимс, или Аай Чу, несла талые воды на север от огромного ледника Каскавулш в реку Клуане, а затем в реку Юкон в сторону Берингова моря. Но весной 2016, тая, ледник навсегда перенаправил талые воды Аай-Чу в сторону более резкого спуска через реку Каскавулш в залив Аляски на тысячи километров от изначального пункта назначения.

Теперь учёные пристально наблюдают за Аляской. Скорее всего, быстро отступающий ледник в национальном парке и заповеднике Глейшер-Бей на Аляске изменит русло могучей реки, которую он питает, как предсказал геолог Службы национальных парков Майкл Лосо в недавно опубликованной статье. Экосистемам и людям, которые зависели от старого русла, придётся адаптироваться к новым условиям.

 Дэн Шугар и Майкл Лосо
Дэн Шугар и Майкл Лосо

На юге Аляски расположен ледник Гранд-Плато и на длинной узкой чсти, выступающей в воду (ледниковый язык), его толщина около 350 метров. Долгое время ледник был преградой для реки Алсек. Река начинается в горном хребте Сент-Элиас в Канаде и течёт на юг, в Аляску. Она впадает в Тихий океан в канале, которые протекает через Сухой залив – район, популярный из-за рыбной ловли и рафтинга.

Лосо и его коллеги считают, что в следущие 30 лет Алсек «откажется» от своего русла в Сухом заливе в пользу более крутого спуска в 28 километрах к юго-востоку. Новый путь сейчас освобождается как раз благодаря таянию ледника Гранд-Плато, который истончается на глубине со скоростью до 10 метров в год.

Лосо начал изучать местность в прошлом году, когда понял, что предсказанный новый спуск реки Алсек находится в пределах более строго регулируемой территории национального парка, где запрещены многие коммерческие и некоторые традиционные виды деятельности.

«Речь идёт о реке, текущей из заповедника в парк», – сказал он. «Если бы это был какой-то вымирающий вид, вы могли бы сказать: "Хорошо, он мигрирует в более охраняемую территорию. Молодец!". Но река – это не вымирающий вид. Это ресурс, с которым всё в порядке. А вот у людей, которые раньше могли рассчитывать на эту реку, появляются серьёзные проблемы.

Хотя учёные не погут полноценно предсказать последствия «неминуемого» речного пиратства, они могут взглянуть на аналогичные ситуации, чтобы оценить воздействие на экосистему и группы пользователей.

Кармен Вонг, экологиня из Parks Canada, сказала, что она стала свидетельницей масштабных изменений ландшафта всего за несколько дней в результате речного пиратства в 2016 году. «Из-за этого одна река высохла, а другая забрала эту воду и унесла её в другую сторону», – сказала экспертка. В результате у озера Клуане, крупнейшего водоёма на Юконе, уровень воды был на 1,7 метра ниже обычного.

«Есть ещё много неизвестных», – сказала Вонг.

В том числе речь идёт о влиянии изменений на форель и лосося, который плывёт по реке, чтобы вернуться в своё нерестилище.

Первый Народ Клуане, традиционно кочующая группа коренных народов, поселившаяся вдоль озера Клуане, Канада, в 40 милях от реки Аай Чу, – всё ещё борется с последствиями речного пиратства 2016 года.

Вождь Боб Диксон сказал, что около 100 жителей, живущих вдоль озера, серьёзно дополняют свой рацион традиционными продуктами, такими как лосось и лось, добытыми из озера и охотничьих угодий, до которых можно добраться, переплывая озеро на лодке. Но при таком низком уровне воды в озере лодка на причале возвышается над поверхностью воды, как трамплин для прыжков в воду.

 Дэн Шугар и Майкл Лосо
Дэн Шугар и Майкл Лосо

Сейчас племя работает с местным правительством над строительством нового причала в нескольких километрах от города. Им также придётся найти новые нерестилища лосося, поскольку рыба была вытеснена из их исконных охотничий угодий, где традиционные знания передавались из поколения в поколение.

«Они заново изучают озеро», – говорит Диксон.

По словам Лосо, предварительно изучив ожидаемое речное пиратство, Служба национальных парков надеется смягчить последствия для местных рыбаков, охотников и рекреационных пользователей. В этом случае «адаптировать» может значить «сменить название части национального парка».

«Будет трудно, – сказал Лосо. – Людям, которые используют эту местность, придётся изменить свои ожидания, планы и модели поведения, чтобы приспособиться к отсутствию реки».

Шугар и Лосо считают, что подобные события будут становиться всё более обыденными в горных районах, покрытых льдом.

В Исландии быстрое отступление ледников также меняет русло рек. Самый яркий случай там был в 2009 году, когда ледник, питающий реку Скейдара, отступил, оставив самый длинный мост в Исландии – 900 метров длиной – над сушей.

Лосо не беспокоится о местных экосистемах – он убеждён, что реки будут в порядке. А вот людям будет крайне неудобно.

Автор:
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость