«Дельфины принадлежат океану»
Жанр расследования — не самый популярный в беларусской журналистике, но, безусловно, востребованный, тем более, в экологической проблематике. Не имея изначально задачи провести глубокое научное исследование, дайверы Гаяне Петросян и Татьяна Белей увлеклись не только темой белух, дельфинов и прекрасного плавания в океане, но и проблемой океанариумов, эксплуатации животных, этическими и экономическими аспектами, правовой основой.
В результате 75-минутный фильм (Россия, Великобритания, 2016 г.) методично разматывает клубок узаконенных преступлений. Океанариум в американском штате Джорджия заказывает в РФ 18 белух. Их отлавливают в Охотском море, на острове Чкалова, транспортируют на Утришскую морскую станцию. Но правительство штата запрещает ввоз животных в Америку, а голливудская актриса Ким Бейсингер публично обращается к президенту Владимиру Путину с просьбой об их защите. Пока шло разбирательство, заказчики финансировали содержание белух в России, но 4 из них погибли в течение года. Оставшихся пристроили в Китае и Японии.
По доходности шоу-бизнес с морскими животными очень быстро вышел на 1-2 место в мире после торговли оружием и проституции.
По ходу этого сюжета Гаяне и Татьяна ищут свидетелей, собирают комментарии специалистов по всей стране. Выясняют и документируют, кто ловит малышей и отбраковывает взрослых, как грузят и перевозят, где хоронят погибших в ходе вылова и транспортировки, чем может или не может помочь МЧС, почему морских млекопитающих неправильно кормят.
По мнению академика Алексея Яблокова, мозг дельфинов больше, чем у человека, а их речь, то есть коммуникации, сложнее. Их нельзя называть животными, это дивные существа, которых человек не понимает и поймёт не скоро.
Информация не оставляет сомнений: невозможно создать хоть сколько-нибудь приемлемые условия для белух в неволе. Их передержка и транспортировка происходят варварским образом, животные погибают в грязной и тёплой воде.
О психических расстройствах белух и дельфинов в ограниченных пространствах бассейнов, вплоть до нападений на дрессировщиков, было известно и раньше. В неволе из-за угнетённого состояния продолжительность их жизни сокращается в 4 раза по сравнению с естественной средой обитания.
Все благие намерения — наблюдения, терапия, просвещение — можно реализовать только в дикой природе, где стаи, а не одинокие животные, проплывают сотни километров в день, ныряют на глубину от 800 метров до 2 километров.
И даже просторные и технически оснащённые, на первый взгляд, океанариумы в Америке и Китае, где проводят не только представления, но и изучают морских животных, занимаются в первую очередь не просвещением и наукой, а развлечениями. Только в Джорджии такие заведения посещают 2 млн посетителей в год, начиная с 2005-го, при том, что специалисты не могут не знать, каким образом животных отлавливают и привозят. Этим же путём идут многие другие страны, в частности крупнейший океанариум на московской ВДНХ, открывшийся в 2015 году. В России квотный отлов белух и дельфинов позволяет вести бизнес, не нарушая законодательство.
23 июля считается Всемирным днём защиты китов и дельфинов. «Тюрьмы для животных» запрещены в Бразилии, Великобритании, Греции, Израиле, Индии, Канаде, Коста-Рике, США (штат Южная Каролина), Хорватии, Швейцарии. Многие страны запрещают не только импорт и использование морских млекопитающих в океанариумах, но и отлов.
Посмотреть фильм в «Falcon Club» можно до 14 июня.