Дёшево и сердито
А вот транспортники в восторге от возможности перебрасывать грузы из Балтики к Чёрному морю не в обход Европы (Северное море – Атлантика – Средиземное море), а через Вислу – Западный Буг – Припять – Днепр. В соответствии с Европейским соглашением о важнейших внутренних водных путях международного значения, этот речной маршрут имеет код Е-40.
От Бреста до Херсона этот путь кое-как функционирует, а вот на участке Брест – Варшава он не работает. Сейчас предлагают сделать его способным пропускать суда большей тоннажности и в больших количествах. Для этого надо углубить русло, обеспечить дополнительную водность, свести определённые инженерные сооружения.
По подсчётам лоббистов проекта, восстановление E-40 позволит перевозить до 4 миллионов тонн грузов ежегодно. Это оживит торговлю между Польшей, Беларусью и Украиной. Речной транспорт позволяет перевозить большие объёмы грузов. Так, баржа-площадка грузоподъёмностью 900 тонн заменяет 18 вагонов или 45 двадцатитонных грузовиков. При этом баржи, вероятно, смогут преодолевать сотни километров по течению реки без единой капли горючего.
Ход Е-40 оценивается в миллионы тонн грузов (уголь, руда, металл, калийные удобрения, поваренная соль, сахар, щебень, торф, лесоматериалы, сапропели и т.д.), что поплывут из стран проекта в страны Евросоюза и остального мира. Есть надежда увидеть на маршруте судна под флагами стран Скандинавии.
А ещё маршрут обеспечит значительную экономию времени для перевозчиков, работающих в Центральной и Восточной Европе. В настоящее время для доставки грузов в этом направлении используют соединения Рейн – Майн – Дунай (3100 км). Однако E-40 короче его почти на 1000 километров (2205 км). Это означает сокращение пути на 2–4 суток со средней скоростью грузовых речных судов 10–20 км/ч.
В планах и трансграничные речные круизы: «Наслаждаясь неспешным путешествием, туристы смогут посетить самые красивые европейские города – Гданьск, Варшаву и Киев, полюбоваться величием пущ беларусско-польского пограничья и обаянием загадочных полесских болот. Перспективным может стать и рыболовный туризм. А при должном развитии инфраструктуры рек, по которым будет пролегать E-40, круизы составят конкуренцию морским курортам», – пишут на своём сайте лоббисты проекта. Не забыли и об экологической «конфетке». В расчёте на один тонно-километр объём выбросов СО2 водного транспорта в 1,5 раза меньше, чем железнодорожного, и в 5 раз меньше, чем автомобильного.
Не всё так гладко
Однако после более близкого ознакомления с проектом оказывается, что не всё так гладко. Даже сами идеологи отмечают, что «участок водного пути E-40 из Варшавы в Брест, требующий основных восстановительных работ, проходит через территории, включённые в природоохранный список NATURA-2000. Поэтому технико-экономическое обоснование для восстановления судоходства на всем протяжении маршрута E-40 будет содержать подробный анализ влияния на водную среду, околоводные системы, воздушный бассейн и экосистемы прилегающих территорий. Кроме того, при разработке документа будут проводить специальные консультации с экологическими организациями трёх стран».
Экологи Польши занимают очень жёсткую позицию в отношении предлагаемых маршрутов соединения Вислы и Западного Буга: здесь расположены ценные природные участки. А копать далеко в обход пока не хотят экономисты, ведь это значительно дороже.
Возникают и другие вопросы. Например, хватит ли воды, чтобы наполнить будущую водную магистраль. Часть беларусского транспортного пути (Днепровско- Бугский канал) уже работает, его наполняет вода, поставляемая из бассейна верхней Припяти. Поэтому ниже по течению река на десятки километров значительно мелела. И на озёрах Святое и Волянское, соседнем национальном парке «Припять – Стоход» отвод воды тоже сказывался не лучшим образом, пока в 2010 году Беларусь и Украина при посредничестве международных организаций не подписали соглашение об управлении водными ресурсами в этом регионе.
Сейчас, по словам заместителя начальника Волынского управления водных ресурсов Александра Сергушко, на Виживском гидроузле (расположен ниже канала, по которому воду Припяти отводят в Беларусь) ежедневно замеряют уровень воды. Только там фиксируют снижение тока воды ниже так называемых санитарных расходов, её подачу в соседнюю страну перекрывают.
«Мы управляем шлюзом так, что наша Припять не обмелеет, – поясняет Александр Сергушко. – То есть сначала воды не будет у них, а только потом у нас. Однако отмечу, что у нас два сухих года подряд, поэтому на Припяти естественные проблемы».