«Ретро-комисс»
Комиссионка открылась год назад на Калючинской улице. Хозяйка ее — Светлана Черкас, по образованию историк. Назвать антикварным магазин сложно: берут и новые винтажные (под старину) вещи. Главная ценность — военные кители времен Крымской войны. Выставлена и мебель. Стоит полка с виниловыми пластинками, но с советской музыкой в магазин лучше не идти.
Можно сдать вещь на месяц, сказав, сколько хочешь получить за нее. Если срок истек — продлеваешь продажу. А покупатели могут оставить предоплату, и товар «приберегут». Магазин сотрудничает и с музеем, но все равно чаще «уника» уходит в руки частных коллекционеров.
«Коллекционер»
Магазином на улице Карбышева владеет Сергей Стрельченок — подполковник милиции в отставке. После ухода на пенсию решил открыть его как «занятие для души», потому что дело это неприбыльное, им «семью не прокормишь».
— Магазин не для «матёрых». Всё, что продается, не несет никой исторической ценности, — говорит Сергей Иванович.
Можно найти значки за несколько тысяч рублей, какие-то простые бытовые вещи, фарфоровые и керамические статуэтки, часы, картины, иконы, открытки, небольшие вазочки. Покупают мелочевку ради «энергетики». Есть в магазинчике и раритетные пленочные фотоаппараты «Зенит» за 150–250 тысяч рублей.
— У белорусов денег нет — гаджетами обвешиваются. Европейцы — жадные, будут долго перебирать. Покупают в основном россияне, — говорит коллекционер и возмущается: — Люди истории не знают! Слышали, что был Ленин, Сталин, а кто такие эти исторические личности и при какой должности состояли, осведомлены лишь единицы.
Кстати, по словам Сергея Ивановича, тема Ленина — лениниана — довольно популярна в среде коллекционеров. Такие собиратели называются «лениниане».
ANTIQ
Хозяин магазина Александр Шпаковский начал заниматься коллекционированием с шести лет вместе с отцом. Теперь в его магазине, который находится на втором этаже торгового центра «Мока», продаются антикварные вещи, предметы старины. Среди прочего — живопись, иконы, лампы, посуда, самовары и подсвечники. Есть статуэтки, монеты и аксессуары для их хранения: альбомы, кассеты, капсулы.
Как пополняется коллекция? Александр Григорьевич коротко отвечает: «Ноги кормят».
А вот о покупателях владелец отзывается еще «определеннее»:
— Люди не знают истории. Приходят и задают глупые вопросы. Я работаю только с одним из ста человек. И даже рад, что остальные 99 ко мне не приходят.
Хозяин «Коллекционера» категоричен: мол, белорусы в основном тратят деньги, чтобы «купить холодильник». Об иностранцах отзывается: «Жадные». Говорит, что сейчас в ходу у покупателей предметы интерьера 50–60-х годов.
Спрашиваю о вере в плохую энергетику вещей, о памяти прошлого. Коллекционер отвечает, что для тех, кто в это верит, есть несколько способов «очистить» старый предмет. Например, проточная вода. «Но вообще, сила позитива сильнее всего», — говорит он.
Во время нашей беседы в магазин приходит сотрудница музея истории религии и спрашивает что-нибудь по иудаизму или исламу. Александр Григорьевич говорит, что стараются помогать, но у музейщиков часто нет денег. Следовательно, многое уходит в частные коллекции. Но, по мнению Шпаковского, это и неплохо: многие музеи создавались частниками и меценатами. Лувр — из коллекции королей. Третьяковка — детище мецената и собирателя русской живописи Третьякова. Наш музей, кстати, тоже был открыт археологом. Александр Шпаковский тоже собирается сделать свой музей, при котором будет работать и магазинчик.
Центральный рынок
На мини-рынке со стороны улицы Антонова торгуют самыми разными б/у вещами, которые способны утешить душу коллекционера.
Сами продавцы не называют свой винтаж чем-то очень ценным. «Это еще собирается стать антиквариатом», — говорят. Здесь в основном вещи советского периода.
Многое, по словам торговцев, привезено военнослужащими из дальних стран. Вот, например, часы из Германии. Дальше в блошиных рядах — пластинки, патефон, бюстики, посуда, ручки, бритвенные лезвия, которые и сейчас «остры». Найдутся и книги. При мне мужчина присмотрел и даже примерил армейский кожаный ремень. Предлагали купить за 200 тысяч…
Однако если кто-то подумает, что продажей старья занимаются профаны, то это большая ошибка. Торговцы прекрасно осведомлены о каждой вещи. Захотите купить какую-нибудь статуэтку, вам обязательно скажут, какой год, из какого каталога и… даже сделают скидку. К ним и свое что-то можно принести на оценку и получить за предметы из прошлого какие-то деньги.