Сейчас Яшка живёт за стеклом старенького советского серванта во дворе частного дома. Рядом стоят оконные рамы – стены будущего птичьего домика, который построит для сапсана Александр. До сих пор неясно, Яшка вообще Яшка или не Яшка. По окрасу самку сапсана от самца отличить практически невозможно. Главное тут – вес и размер: самки гораздо крупнее. Яшка на вид вроде и небольшой, но ведь болеет, да и стресс, новое питание, рассказывает корреспондент портала TUT.BY Станислав Коршунов.
«У меня была мечта»
Орнитология для Александра – хобби, которое он совмещает с работой директором в кобринском районном территориальном центре социального обслуживания населения. В Кобрине он, можно сказать, главный по птицам. Если к кому-то во двор залетел пернатый и не может улететь, звонят именно ему. Александр их забирает, выхаживает, а когда птица восстанавливается и набирается сил – отпускает в небо.
Он помогал соколу-пустельге, перепелятникам, которые из-за травмы не могли летать, филину, тетеревятнику, болотному луню, белой трясогузке, чёрному стрижу, чомге, спикировавшей на фуру, и совам, которые не могли найти еду из-за высокого снежного покрова. Всех вылечил, откормил и вернул в привычную среду обитания.
Собственно, так он и познакомился с Яшей – Александру позвонил житель Кобрина и сказал, что у него во дворе сидит ястреб. К приезду птичьего Айболита птица уже жила в гараже. Ястреб оказался сапсаном.
– У меня была мечта увидеть три птицы: сапсана, беркута и мандаринку, – рассказывает Александр.
Мандаринку он увидел в Бресте. Специально из Кобрина приехал, чтобы на неё полюбоваться. А сапсана – в гараже.
– Неописуемый восторг был от этой встречи, – вспоминает собеседник. – Ещё и подержать можно было. Это же самая быстрая птица в мире. Её только в горизонтальном полёте стриж может обогнать, а в вертикальном ей нет равных.
Рождённый летать
Александр взял Яшку к себе на передержку. В советском серванте птице обустроили помещение и сделали присаду – жёрдочку для сиденья. Кормят Яшку два раза в день: утром фаршем, вечером – отрубями.
Пока рождённый летать Яшка может только бегать и подпрыгивать. Внешне на теле птицы нет каких-либо повреждений, но подняться в воздух он не может, как ни пытается. По предположению Александра, сапсан получил травму.
– Два варианта. Первый – сбила машина. Но это маловероятно. Такую птицу слишком тяжело сбить. Вторая версия более правдоподобна: бывает, что птицы слишком увлекаются охотой и просто влетают в окна, – рассказал собеседник.
Гостей сапсан встречает так же «тепло», как и своего временного хозяина. Стоит подойти к белому серванту, как Яшка напрягается, втягивает шею и смотрит на тебя своими чёрными глазами-бусинами. Александр надевает перчатки, отодвигает стекло в буфете и достает сапсана, чтобы немного выгулять во дворе. Освободившись, Яшка первым делом бежит подальше от нас. Расправляет крылья, пытается оторваться от земли, но вновь и вновь опускается на землю. Яшка отчаивается и запрыгивает на деревянную скамейку, чтобы набраться сил для новой войны.
Александр за этим наблюдает со смешанными чувствами. С одной стороны, и рад, чтобы птица одомашнилась и осталась у него, а с другой понимает, что Яшке лучше на свободе, и чем дольше он не может взлететь, тем меньше вероятности, что он приживётся на воле. Между своими интересами и птичьими Александр отдаёт предпочтение последнему. Настолько, что даже готов отдать свою пернатую мечту более опытному орнитологу, который смог бы уделить Яшке больше внимания и времени.
– Не жалко будет?
– Жалко, но хотелось бы всё-таки передать его людям, у которых больше опыта, – с грустью смотрит на Яшку Александр.
Сапсан занесен в Красную книгу Беларуси с 1981 года. Как указано на сайте Минприроды, в настоящее время «сапсан является самым редким видом хищных птиц Беларуси». Гнездование вида не регистрировалось с 1980 года, но наблюдения взрослых птиц в гнездовой период в подходящих местах обитания позволяют его предполагать.
«Численность вида в Беларуси оценивается в 0−3 пары, однако некоторый оптимизм вселяет прогрессирующий рост численности сапсанов в прилегающих странах. С одной стороны, наземно гнездящиеся птицы скандинавской и российской популяций могут появиться на гнездовании на крупных верховых болотах Поозерья, с другой – быстрый рост численности урбанизированной и гнездящейся на скалах популяции в западных областях Европы может привести к заселению сапсанами техногенных сооружений и городов на западе Беларуси», – сообщается в Красной книге.