09.01.2023 / 09:01

Это один способов приспособиться к изменению климата, при котором страны и бизнесы финансируют тех, кому новые условия работы и жизни обходятся дороже всего.

Иллюстративное изображение
Иллюстративное изображение

 

Что такое справедливый переход?

Люди не должны расплачиваться бедностью и упадком за инновации – вкратце так можно изложить идею справедливого перехода (just transition). Главная идея в том, изменения, способствующие социальной, экономической и экологической справедливости, не влияют на людей равномерно.

Тем, кто наиболее ими затронут, нужна поддержка. Почему? Например, переход на возобновляемые источники энергии предполагает сокращение рабочих мест, большие затраты на установку нового оборудования (солнечных ферм, ветряков и так далее).

Для развивающихся стран это неподъемное финансовое вложение. Чтобы поддержать такие страны в процессе перехода, и была создана система, где более обеспеченные страны поддерживают менее обеспеченные.

При планировании необходимы комплексные решения  для сбалансированного перехода:

  • сохранения окружающей среды;
  • соблюдения социальной справедливости (включая сохранение рабочих мест или переквалификацию высвобождаемых работников);
  • экономической целесообразности при инвестировании в проекты, направленные на справедливый переход.

 

Как это выглядит в реальности?

Объясняет Международная организация труда на примере рабочего завода по имени Пабло. Пабло работает техником на предприятии, деятельность которого завязана на ископаемом топливе.

Давайте представим рабочего — Пабло — которого менеджер Патрисия наняла техником на завод. Этот завод в настоящее время отапливают ископаемым топливом. Но правительство предложило помощь в переходе на зеленую энергию, Патрисия была вдохновлена. Пабло бы мог пострадать, но если принять меры – он будет не уволен, а получит другую специальность и работу. Прийти к этому или другому решению можно через диалог между профсоюзом и работодателем, а также при поддержке политических структур.

Если привести менее абстрактный пример, то это трудоустройство людей из традиционно шахтёрских регионов, которых немало даже в пределах Европы. Уголь добывают в 11 странах ЕС, а также, например, в Украине. По данным на официальном сайте ЕС, на уголь приходится около 20% от общего объёма производства электроэнергии в ЕС.

 

Кто придумал справедливый переход?

Согласно одной из версий, первыми о справедливом переходе заговорили американские профсоюзы и активисты-экологи в 80-х годах. Концепция стала известной в последние годы, и её принципы были приняты многими международными и национальными организациями.

Например, она была включена в итоговый документ Саммита Земли Рио+20 и упомянута в 2015 году в преамбуле Парижского соглашения. Также концепция связана с целями устойчивого развития, которые были согласованы в 2015 году ООН.

В совокупности они представляют собой программу справедливого перехода. А именно речь о достойном труде для всех (Цель 8), чистой энергии для всех (Цель 7), защите климата (Цель 13) и искоренении бедности (Цель 1).

 

Есть ли цифры, которые показывают связь концепции с реальным миром?

Да, и в основном они показывают, что экологические, социальные и экономические проблемы тесно связаны. А значит, решать их надо вместе.

Исследование Международной организации труда предполагает, что к 2030 году более двух процентов всего рабочего времени во всем мире каждый год будет теряться из-за изменения климата. Например, для работы может быть слишком жарко, или из-за климатических условий работникам придётся делать работу медленнее. 1,2 миллиарда рабочих мест — 40 процентов мировой занятости — напрямую зависят от здоровой и стабильной окружающей среды.

COVID-19 также вызвал кризис на рынке труда: упала глобальная занятость, усугубилось неравенство и появились дополнительные экономические и профессиональные риски.

МОТ пишет, что с 2000 года каждый год в результате стихийных бедствий теряется 23 миллиона человеко-лет трудовой жизни – но при надлежащей работе с климатом эта цифра станет намного меньше.

 

Что по поводу практического применения?

Принципы справедливого перехода используются для разработки политик, стратегий и планов, поддерживающих переход к «зелёной» экономике.

Механизм справедливого перехода (The Just Transition Mechanism) является частью Европейской зеленой сделки и стратегии Европейского союза по созданию климатически нейтральной Европы к 2050 году. Эта стратегия сильнее всего затронет территории, где производится наибольшее количество выбросов СО2.

Механизм должен поддержать их при переходе к экономике, которая провоцирует минимальные выбросы парниковых газов в атмосферу (низкоуглеродной экономике). Он подразумевает финансовую и нефинансовую поддержку, включая инвестиции в модернизацию и переобучение кадров.

 

Кому дадут денег и сколько?

Точнее будет сказать, что не дадут, а уже дают (подробнее в отчёте по семи из стран ЕС). В январе 2020 года было объявлено, что механизм рассчитан на 2021-2027 годы и будет финансироваться на общую сумму 100 миллиардов евро, которые будут выделены в период с 2021 по 2027 год.

Также механизм поможет привлечь инвестиции в долгосрочной перспективе. В частности, реализовать Зелёную сделку и привлечь к её финансированию запланированный 1 триллион евро к 2030 году.

Финансирование выделяют отдельным территориям (не странам). Хотя решение об участии всё же принимается на уровне страны, которая должна запросить помощь. Целевые территории в ЕС можно увидеть на карте, самые крупные находятся в Скандинавии.

Финансируют территориальные планы, включающие разные направления и мероприятия, но исключены несколько областей: ядерная энергетика, бизнес на ископаемом топливе и табачная промышленность.

Пример применения механизма – угольный город Либеж в Польше, где до 2016 года шла переработка отвалов шахт. Там работали многие жители города. В качестве примера альтернативной работы приводится пример винного производства.

 

Это только для ЕС?

Нет. 46 стран взяли на себя обязательство разработать стратегии справедливого перехода на Саммите ООН по климату в 2019 году, с тех пор к ним присоединились новые. Страны Восточного партнерства также подписали Конвенцию ООН о климатических изменениях, и в них реализуются проекты по переходу к зелёной экономике.

В Беларуси тоже были попытки развития в этом направлении, например, шла дискуссия властей с ЕС о том, как в будущем должен измениться экспорт беларусских товаров в ЕС, реализовывались климатические проекты при поддержке ЕС. Но в 2021 году Беларусь официально вышла из Восточного партнёрства.

 

Это только для мужчин?

В феминистской повестке существует критика справедливого перехода, объясняет Жанна Гайко, специалистка по гендерным вопросам в экологии (имя вымышленное).

«Изначально вопрос справедливого перехода поднимался профсоюзными организациями. Но феминистская критика, например, говорит, что домашний труд должен субсидировать как зелёные рабочие места», – говорит специалистка.

К тому же, добавляет она, важно отслеживать, как будет меняться соотношение женщин и мужчин в отраслях. Например, сейчас в возобновляемой энергетике больше женщин, чем в традиционной, где «пока больше денег. Сохранится ли паритет и не будут ли вытеснены женщины, если основной станет возобновляемая энергетика?» – задаёт вопрос Жанна Гайко.

Есть ли у Беларуси потенциал в целом? Да, считает Жанна Гайко. Она объясняет: сейчас Беларусь получает большую долю ВВП от переработки нефти и добычи других ресурсов, но всё же у страны есть потенциал развития экономики сервиса.

Беларусь может делать акцент на развитие локальных и средних бизнесов, добавляет специалистка: так она будет развивать традиционные для зелёной экономики направления, в которых традиционно больше женщин.

Автор:
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость