09.04.2019 / 16:04

Нам постоянно предлагают начать с себя. Перестать сорить на улицах, начать сортировать мусор дома, не брать и не давать взяток, не срывать краснокнижные растения и не покупать их в переходах метро, развивать местные сообщества, обустраивать свои подъезды и дворы, не парковаться на газонах, реагировать на незаконные вырубки. Это всё и правда работает, но только в определённых рамках.

Во-первых, моё личное решение использовать меньше пластика и сортировать мусор не меняет законодательство. Во-вторых, я могу хоть в лепёшку расшибиться, пытаясь выстроить активное местное сообщество, но всё будет впустую, если государство решит, что ему это как-то мешает. Ведь у него есть свой план и своё понимание того, что есть правильно и хорошо.

Жители Боровлян начали с себя: они сами обустроили место отдыха на лесной поляне: сделали газон, поставили ворота для игры в футбол. Они ничего не просили у государства – ни денег, ни рабочих, ни техники. Казалось бы, вот он – идеал местного сообщества, полностью удобный для властей: люди всё решают сами и ни о чём не просят, территория объективно улучшается, соответствующие чиновницы и чиновники даже могут использовать ситуацию себе на пользу и «козырять» ей в статистике. Показатели-то улучшаются!

Но им не нужны даже показатели. Им, кажется, вообще ничего не нужно, кроме сиюминутного выполнения требований начальства. Президент сказал высаживать деревья «на каждом пятачке», вот они и высаживают. И неважно, насколько это разумно и перспективно в данном конкретном случае.

Они работают так, будто не было вчерашнего дня и не будет завтрашнего. Они будто никогда не слышали о стратегическом планировании, а понятие «гражданское общество» вселяет в них страх и ужас. Как же это возможно, чтобы люди сами решали, в каких условиях они хотят жить? Нет, право голоса есть только у властей.

Высшие чины приказывают, низшие покорно исполняют. Возможно, снос футбольного поля. Сделанного местными жителями, они даже укажут в своих отчётах как акцию по благоустройству территории.

Но есть в этом какая-то эстетика катастрофы, ведь так часто люди протестуют против вырубок деревьев и уничтожения зелёных зон, а здесь всё получилось наоборот. И наверняка ещё найдётся «слуга народа», который саркастично скажет: «Ну, вы уж определитесь, чего хотите! То вам мало деревьев, то слишком много!» Впрочем, к таким издёвкам нам не привыкать.

Мы уже практически смирились с тем, что должны делать всё сами: благоустраивать подъезды и дворы, делать окружающую среду более удобной и благоприятной для жизни. И мало того, что местные активистки и активисты часто делают работу государственных служащих, они должны ещё и просить разрешения, чтобы сделать их город или посёлок лучше.

По какой-то очень странной закономерности власти никогда не согласовывают свои действия с местными жителями, но мы ничего не можем сделать без согласования с ними. Расширение парковок за счёт зелёных зон, уплотнение застройки, вырубка деревьев – всё это происходит без нашего согласия. Ни у кого в принципе не возникает мысли, что нас можно и нужно спрашивать, какими мы видим наши публичные пространства.

И мы можем сколько угодно начинать с себя, но это даст лишь временное облегчение. Поможет нам чувствовать себя лучшими людьми. Нет, реальная польза тоже, конечно, будет, но ровно до того момента, пока власть не решит, что «поиграли и хватит».

Пока наши интересы не пересекаются с их желаниями, мы можем что-то делать и даже быть успешными в своём активизме. Но мы никогда не знаем, какое поручение президент даст завтра.

Автор:
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость