Эта собака спит. Перед тем, как улечься, она провожала меня до автобусной остановки – крупная, абсолютно незнакомая, мирная. Но это было не в Минске.
История произошла в турецком Стамбуле, и там таких собак много. Их отлавливают, стерилизуют, вакцинируют, чипируют и выпускают обратно (подробнее о городе, подробнее о системе ОССВ). То же происходит в Кабуле.
Кабул – столица Афганистана и город, где за два года вакцинировали вообще всех бродячих собак. За три года там хотят стерилизовать 80% котов.
– Я была удивлена, но значит, такое возможно. Это произошло благодаря программе, принятой на национальном уровне, – рассказала мадам Брижит Олуа из фонда Брижит Бардо во время своего последнего приезда в Минск.
В Беларуси поступают иначе: котов и собак отлавливают, иногда пристраивают, порой – убивают, чтобы не плодились дальше. Подвижки в направлении алгоритма ОССВ в Беларуси есть, но маленькие.
Как сообщает инициатива «В одном доме», в новой версии правил содержания домашних животных может появиться пункт про выпуск кошек. Не все профильные министерства это поддерживают, о собаках же вообще пока речь не идёт (предположительно их будут усыплять через месяц после отлова).
Сейчас проект постановления Совета Министров «О вопросах по обращению с животными» проходит юридическую экспертизу, после поступит на рассмотрение правительства.
Тем не менее, отлов и выпуск после процедур – единственная возможность сохранить в живых бездомных животных и гуманно сократить их численность.
Животных-компаньонов нужно идентифицировать, а численность бездомных животных – регулировать через отлов, стерилизацию и выпуск обратно – так считают в фонде Брижит Бардо, благодаря которому проблема получила резонанс год назад.
Как именно можно контролировать популяции бездомных животных, мы узнали у представительницы фонда.
Я всех посчитал! Алгоритм решения
Стратегия потребует много времени и средств, но их количество зависит от количества животных в городе. И потому первое, что надо сделать – посчитать всех бездомных собак и котов, то есть сделать «перепись» и узнать их точное количество.
Оно может быть разным: 3 тысячи бродячих животных, 20 или даже 200 тысяч.
– Это не так сложно: например, есть одна компания в Украине, которая может это сделать в Минске, Бресте, Гомеле через Google-карты (ссылка на проект). Стоимость операции не такая большая – 200 евро. И ещё для этого надо несколько волонтёров там, на месте, – объясняет мадам Олуа.
В случае котов достаточно учесть не отдельных особей, а все их колонии, и затем поставить цель стерилизовать не менее 80% животных. Этим нужно заниматься системно и в идеале стерилизовать всех.
– Но не так, что вы стерилизовали двух здесь, трёх там… Только всю колонию, и затем переходить к другой. Если в колонии появляется новенький – его тоже нужно поймать и стерилизовать. Так и контролируют численность колонии, – объясняет специалистка.
Это где-то применяется?
Такие методы используют, по словам мадам Олуа, например, в Испании. Там же в месте жительства колонии котов могут поставить табличку с её описанием. Это значит, что колония контролируется, вакцинирована, обработана от паразитов – и тем самым в какой-то мере защищена.
У колонии может быть пару человек-опекунов, заполняющие информационные дневники по ней.
– И так люди вокруг видят работу, что снижает напряжение, – говорит зоозащитница.
Самых контактных и милых котов либо маленьких котят стараются пристроить. Если кот после стерилизации и вакцинации должен вернуться обратно в колонию, ему на левое ухо цепляют метку.
– Так и контролируют колонию. И мало-помалу её численность сокращается, а животные становятся здоровее, – считает мадам Брижит Олуа.
Как быть с собаками?
Методы те же, но отличие в более сложном отлове, который стараются проводить у гаражей или в парках. Потом собак стерилизуют, вакцинируют, идентифицируют.
Идентификацию делают разными способами: подрезая ухо, делая татуировку с номером и / или буквой, вешая клипсу (и постоянно спорят, какой способ лучше). Затем животных либо пристраивают, либо возвращают туда, откуда взяли.
А дальше интересно: вернувшись на свою территорию, собаки снова начинают её защищать (хотя после стерилизации они обычно менее агрессивны).
– И поэтому другие собаки не придут, – добавляет зоозащитница. – Но они придут, если прежних собак убивать, запирать в приюте без выпуска и оставлять пустое пространство. Так или иначе, оно всё равно заполнится, и конца этому не будет.
По словам мадам Олуа, важным является держать местных жителей в курсе этих работ и проводить кампании по просвещению, чтобы люди поняли смысл происходящего и цели. И тогда жители редко высказываются против, потому что обычно им понятны такие действия.
– Всё это – целый процесс, но он не начнётся случайно, он происходит только системно и имеет научное обоснование, – говорит мадам Брижит Олуа.
– Появление обязательной идентификации в беларусском законодательстве помогло бы регулировать популяции бездомных животных. Чем больше чипирования – тем меньше брошенных и потерянных животных.
Обязательная стерилизация тоже помогла бы, для этого надо будет открывать центры по стерилизации животных людей, у которых недостаточно денег.
Важные и интересные факты
Что важно ещё?
- Лучше избегать появления таких мусорных баков, где собираются животные.
- Чипирование не обязательно, но животное должно быть идентифицировано. Во Франции идентификация через чипирование обязательна для собак и котов.
- Во Франции почти нет бродячих собак. Бродячие коты идентифицированы (так же и в Испании). А в школах и университетах, как и для населения в целом, есть тематические образовательные программы.
Важно и то, что позиция фонда Брижит Бардо – не единственная. Глава беларусского ОО «Анима» Оксана Кирилюк подчёркивает, что город очень агрессивен по отношению к животным — это и автомобили, и отсутствие нормального питания, и морозы зимой. Поэтому оставлять их в такой среде неправильно, пишет газета «Звязда».
Там же приводится позиция ОО «Ахова птушак Бацькаўшчыны», которую мы публикуем целиком.
Уличные кошки – это смерть для диких птиц
— В Беларуси уже не водится дикий лесной кот, и в определенной мере домашние коты с точки зрения опасности для птиц и другой небольшой живности — его замена, — рассказал директор общественной организации «Ахова птушак Бацькаўшчыны» Александр Винчевский.
— Но если дикие хищники, как только количество их потенциальных жертв снижается, погибают от голода или по другим причинам, то домашние животные будут уничтожать столько, сколько им разрешено, — они всегда могут быть подкормлены своими хозяевами.
— В Польше домашние кошки — главная антропогенная причина смертности диких зверей и птиц мелких и средних размеров. И это в основном кошки, которых хозяева выпускают погулять. Ежегодно погибает около 135 миллионов диких птиц и 580 миллионов мелких зверей. Это очень сильное влияние на естественные экосистемы со стороны хищников, которых мы искусственно поддерживаем и не даем их количеству снизиться. Поэтому позиция нашей организации — бродячих домашних животных быть не должно. Они должны или играть с хозяином, или сидеть дома.