Как удалось выяснить Гродненскому Зелёному порталу, в Гродненской области в промышленных масштабах начали выращивать черешню в СПК им. В. И. Кремко, а также в нескольких фермерских хозяйствах.
— Выращивать черешню начали 3 года назад, но два предыдущих – она подмерзала. В этом году не было настоящей зимы, и мы получили хороший урожай – более 6 тонн ягоды, это при том, что деревья ещё не вступили в полное плодоношение, - говорит председатель СПК Сергей Кремко.
Несмотря на успех, в хозяйстве пока к выращиванию черешни относятся больше как к эксперименту. Руководитель говорит, что это трудоёмкий процесс, к которому наше сельское хозяйство ещё не адаптировалось. Плоды фрукта страдают от атак птиц, которые клюют мякоть. В свою очередь, чтобы защитить деревья, в СПК приходится изловчаться подручными средствами – укрывать плёнками и так далее. Фермеры надеются, что вскоре появятся компании, которые будут предлагать специальное оборудование для выращивания черешни.
Гродненская область вошла в южную агрозону
За последние 30 лет глобальное потепление изменило агроклиматические области Беларуси. Если ещё в 1973 году территорию страны делили на три зоны — северная, центральная и южная, то сегодня северная зона практически распалась, южная и центральная сместились, а также появилась четвёртая зона с суммой годовых температур более 2.600 градусов (самые высокие показатели для нашей страны).
— Если говорить конкретно о Гродненской области, которая раньше была в северной и центральных зонах, то сегодня её территория находится в более тёплых агроклиматических областях: 2/3 - в южной, и 1/3 - в центральной. Получается, в Гродненском регионе заметно потеплело, — говорит начальник отдела климата ГУ «Гидромед» Елена Комаровская.
По словам главного научного сотрудника РУП «НПЦ НАН Беларуси по земледелию» Станислава Гриба, изменение агроклиматических зон приблизило Беларусь к лесостепи Украины – на 120 километров южнее.
— Такие изменения произошли из-за повышения среднегодовой температуры на 1 градус. Теперь вы понимаете, как это существенно в масштабах планеты. Конечно, это не могло не повлиять на технологию возделывания сельскохозяйственных культур. Зимы становятся более тёплыми, менее снежными, из-за этого смещаются на более ранние сроки сева яровых, зерновых и других культур, примерно на две недели. Сегодня уже не редкость, когда посевная начинается в марте по юго-западу страны и несколько позднее завершается вегетационный период, что способствует более высокому урожаю. Все эти факты носят положительный характер, - говорит академик. – Из-за изменения климата существенно изменилась структура посевных площадей в Беларуси. Резко возросли посевные площади кукурузы как теплолюбивой культуры: они достигают сегодня около одного миллиона гектаров: 700-800 тысяч - на силос, и 200 тысяч - на зерно. В нашей стране появилась возможность получить полноценное зерно кукурузы, более того, 75 процентов потребности семян кукурузы производится у нас, что экономически выгодно. Уже организовано семеноводство гибридов кукурузы: ведётся селекция этой культуры, создана целая серия гибридов – более скороспелых, которые обеспечивают высокую урожайность зерна. Появилась недавно новая культура - озимый рапс: масличная, очень ценная. Площади посева достигают 400 тысяч гектаров, это тоже результат потепления климата.
Эксперты не знают, что будет, если потеплеет ещё на градус
Однако в связи с глобальным потеплением в Беларуси увеличилось количество экстремальных явлений: сильные грозы, бури, и даже торнадо. Для сельского хозяйства также очень опасны участившиеся засухи. Мария Фалалеева, заместитель председателя центрального совета МОО «Экопроект», считает, что с изменением климата риски для сельского хозяйства Беларуси будут расти:
— Сельское хозяйство – одна из наиболее климатозависимых отраслей хозяйства Беларуси. Климатические и погодные условия наносят существенный ущерб сельскому хозяйству, на долю которого приходится около 42% от всех потерь экономики страны в результате ущерба от неблагоприятных и опасных погодных явлений, то есть около 40 млн. долларов США в год по оценкам Всемирного Банка. Естественно, под влиянием изменений климата этот ущерб будет расти. Основные риски для сельского хозяйства – повышение среднегодовой температуры и, соответственно, повышение частоты и продолжительности засух; изменение режима выпадения осадков и возможные наводнения, более раннее наступление теплого периода, и, в то же время, более высокий риск весенних заморозков и другие. Для растениеводства это, прежде всего, означает, что новые условия становятся неблагоприятны для выращивания ряда привычных культур, и они должны быть заменены другими – более засухоустойчивыми и теплолюбивыми. Для животноводства изменения климата означают изменение условий содержания животных и хранения продукции, более активное распространение возбудителей заболеваний.
Станислав Гриб также обращает внимание на то, что участившиеся засухи приводят к большим потерям:
— Несмотря на то, что зимы стали теплее – риск гибели озимых культур остаётся, особенно когда появляются и расширяются посевы теплолюбивых культур, например, того же озимого рапса – эта культура чувствительна к отсутствию снега, а температура ниже минус 14-15 градусов – уже может быть губительной. Вторая негативная сторона: участились засухи в летний период, появляются весенние засухи. Особенно опасны засухи в июне, когда идёт самое активное формирование урожайности. В этом и прошлом году в Минской и Гомельской области ряд районов были подвергнуты жёсткой засухе. Сухая погода бывает и осенью – это плохо для озимых зерновых культур: почва пересыхает на столько, что высеянные семена не могут взойти. В Беларуси также появились пыльные бури, которые переносят верхний слой почвы вместе с семенами. На перспективу нужно подумать об орошении земель, особенно в южных районах.
Для снижения рисков и использования возможностей необходимы спланированные целенаправленные меры по адаптации, говорит Мария Фалалеева. Даже такие, казалось бы, положительные последствия, как повышение продолжительности вегетационного периода и возможность выращивать теплолюбивые культуры можно будет использовать, только если заранее подготовится – ввести новые сорта и виды продукции, новые методы и технологии, а также обеспечить рынок сбыта новой продукции в своей стране и на внешнем рынке.
— Здесь может пригодиться одно из направлений исследований в адаптации – метод аналогов, когда изучается опыт стран и хозяйств в более южных районах, климат которых традиционно соответствовал тому, который мы можем ожидать в ближайшее время. Трудность представляет и то, что каждое хозяйство уникально и только хорошее знание местных условий позволит спрогнозировать последствия и возможные меры адаптации именно для этого хозяйства. Кроме того, эффективная адаптация часто требует гибкого «адаптивного» подхода – структура посевов может меняться в зависимости от года – засушливого или более влажного. Такой гибкий подход непросто обеспечить в крупных хозяйствах, в то же время, крупные хозяйства часто могут более безболезненно компенсировать ущерб. В результате, необходим комплекс мер и информационная поддержка адаптации на национальном и местном уровнях. В настоящее время, при поддержке Европейского Союза (проект ClimaEast), разрабатывается концепция стратегии адаптации для сельского хозяйства Беларуси, — рассказала Мария Фалалеева.
Никто с уверенностью не может сказать, что произойдёт, если среднегодовая температура поднимется ещё на один градус. Да и точных прогнозов, к сожалению, нет. Задача аграриев как можно более оперативно адаптироваться и быть готовыми заранее к тем процессам, которые вызываются глобальным потеплением. Как рассказала кандидат сельскохозяйственных наук Лана Семенас из экологического учреждения “Агро-Эко-Культура”, опыты показали, что органический способ ведения сельского хозяйства более устойчивый к изменениям климата. Органическое сельское хозяйство, с одной стороны, снижает негативное воздействие на природу, в том числе на климат, с другой – является хорошим методом адаптации к климатическим изменениям. Однако пока в Беларуси около 10 хозяйств, которые выращивают культуры органическим способом.