Журналисты встретились с Владимиром в знаковом для Берлина месте — на Александерплац. Эта площадь, на которой ежедневно бывает до полумиллиона человек, хорошо передаёт атмосферу города. Огромное число гуляющих горожан и туристов, трамваи, которые буквально въезжают в толпу, и, конечно, велосипедисты. Без них берлинский образ был бы неполным.
Первое, на что обращаешь внимание, — это состояние велосипедов. Многие старые, разбитые, с поржавевшими рамами. В Минске же велобайки обычно дорогие, фирменные, лощеные. У нас это ещё игрушка, статусная вещь, а в Германии — средство передвижения, которое можно кинуть на улице и особо не переживать за сохранность. Точно так же, как с автомобилями.
— Из Беларуси я приехал сюда на машине. Тогда, в 2011-м, у меня был трёхлитровый BMW 5-Series (Е60), — говорит Владимир Жданович. — Около года я пытался ездить по Берлину на автомобиле. В заторах расход достигал 17 литров на сотню. А тогда ещё литр бензина стоил 1,7 евро. Заезжаешь раз в неделю на АЗС, платишь 100 евро, хватает на 300 км. Прибавьте сюда парковку, которая в центре везде платная. Получите внушительную статью расходов, которая может проделать дыру в семейном бюджете.
Но больше всего белоруса угнетало ограничение скорости в 50 км/ч, огромное число пешеходов и отсутствие приоритета у автомобилей. С одной стороны, тебе не запрещают передвигаться на машине, с другой — как бы говорят: велосипед и общественный транспорт дешевле и даже, может быть, быстрее. Намек понятен.
— Интересно, ездить по тротуарам на велосипеде запрещено (если, конечно, там не проходит велодорожка, и то у велосипедиста есть право всё равно двигаться по проезжей части). Считается, что он представляет угрозу пешеходам. У меня был инцидент с полицией, когда остановили за езду по пешеходной части и сделали предупреждение. Тогда обошлось без штрафа.
Дети в возрасте до 8 лет могут самостоятельно ехать только по пешеходной части, с 8 до 10 лет вправе двигаться по проезжей части, но под присмотром взрослых, а с 10 лет — только по проезжей части. Движение разрешено в полуметре от края проезжей части или припаркованных автомобилей (других препятствий). Но часто велики можно увидеть и на тротуаре. В отличие от Минска на них едут спокойно, не мчатся, разрезая толпу.
Кстати, штраф велосипедисту в Германии могут выписать запросто.
— К техническому состоянию предъявляются похожие требования, как в Беларуси: у велосипеда должны быть световозвращающие устройства и освещение при движении в тёмное время суток, — рассказали нам в одной из берлинских автошкол.
Санкции за нарушения могут быть очень серьёзными. Если у велосипедиста есть водительские права, то он будет отвечать как автомобилист. Если нет, то заведут административное дело, выпишут штраф и возможны ограничения при получении удостоверения в будущем.
— Был случай, когда мою супругу оштрафовали за то, что она проехала на красный сигнал светофора для пешеходов, да ещё в этот момент говорила по телефону (через гарнитуру), — вспоминает Владимир Жданович. — Пришлось заплатить 70 евро.
Как подчеркнули в берлинской автошколе, велосипедисты, движущиеся по проезжей части, должны соблюдать те же правила, что и автомобилисты. Всё предельно просто и понятно. То есть за состояние алкогольного опьянения (0,5 промилле и выше) могут и прав лишить. Но в случае наезда на велосипедиста высока вероятность, что виновным признают именно автолюбителя. Всё же первый относится к незащищенным участникам дорожного движения.
В целом тут руководствуются здравым смыслом. Например, если опережают другого велосипедиста, то только слева. Никто параллельно друг другу, как часто можно увидеть в Минске, не едет. При этом редко смотрят назад и оглядываются на машины: надо объехать урну — значит надо.
Велодорожки, по словам нашего собеседника, есть не везде. Но там, где было пространство, соответствующая разметка нанесена. То есть тебя не бросят на перекрёстке: мол, дуй куда хочешь. Повернёшь направо — будет велодорожка, повернёшь налево — она же, да и прямое направление вполне себе четко обозначено!
Велосипедисты в Берлине наделены реальными преимуществами, что заставило подвинуться автомобилистов. Например, если водитель машины поворачивает направо, то он должен уступить дорогу двухколёсному, едущему прямо.
А при выезде из двора или парковки на улично-дорожную сеть автомобилисты опять-таки обязаны уступать дорогу велосипедистам. И никто не жалуется, что те быстро движутся.
— Хотя совсем уже без конфликтов не обходится. Самыми нетерпимыми водителями считаются те, кто сам недавно крутил педали, — поделились своим опытом берлинские инструкторы по вождению. — А самыми категоричными велосипедистами, соответственно, бывшие автомобилисты.
Выезжать на автобаны на велосипеде категорически запрещено.
Огромная проблема — это кражи. Есть даже поговорка: если крикнуть на немецкой велодорожке «Стой! Это же мой велосипед», то два-три человека обязательно бросят транспортное средство и дадут дёру. Как контрмера — многие страхуют велосипеды от угона и закупаются надежными замками.
— У меня, например, стоимость замка составляет 10% от цены велосипеда, — разворачивает внушительную цепь белорус. — Если твоё транспортное средство стоит 1000 евро, то надо покупать замок минимум за 70—80 евро.
По словам беларуса, велосипеды хранят каждый по-своему.
— Люди по-разному выходят из ситуации. Кто-то оставляет на балконе, кто-то на лестничной клетке. В некоторых домах предусмотрены специальные помещения. Я снимаю квартиру, где есть нечто вроде кладовой.
Велодвижение в Берлине не имеет сезонности. Летом в непогоду отлично спасает дождевик. Зимой — тёплая одежда. Тем более что сильные морозы тут редкость, а снег довольно быстро убирают, в том числе на велодорожках. Часто в специальных прицепах немцы перевозят детей и домашних животных.
Эта сфера очень развитая. В огромных специализированных гипермаркетах продается специальная одежда, аксессуары и, разумеется, сами велосипеды.
Напоследок Владимир говорит, наверное, о самой важной ментальной разнице между белорусами и немцами:
— В Беларуси принято считать, что автомобиль — это статус, но здесь такого нет. Тут лучшим считается то, что практичнее и удобнее, а не то, что круче и быстрее.