Все проекции, описанные в этом материале, основаны на исследовательской работе «Популяционные прогнозы для крупнейших городов мира в 21 веке», проведённой канадскими учёными Даниэлем Хоорнвегом и Кевином Поупом.
Бангалор, Индия
Население в 2015 году: 7 миллионов человек Предполагаемое население в 2100 году: 21 миллион человек.«Всего 25 лет назад этот город славился своими озёрами, деревьями и чистым воздухом, - говорит Рамачандра, руководитель исследовательской группы по энергетике и водно-болотным угодьям при Индийском институте науки. - Теперь это мёртвый город, который пожертвовал своей средой ради экономического роста – одного из самых быстрый в мире».
В Индии, которая, как ожидается, станет самой густонаселённой страной в мире, и в которой к 2050 году будет проживать более 1,5 миллиарда человек, городское население удвоилось за последние 30 лет и сейчас составляет почти 600 миллионов человек. Учёные расчитывают, что мегаполисы вроде Дели и Мумбаи не будут сильно разрастаться, и основной рост придётся на относительно небольшие (пока что) города.
Рамачандра вместе с его коллегой Бхаратом Аиталом задокументировали, как головокружительный рост Бангалора влияет на окружающую среду. Они отмечают, что температура воздуха в городе за последние три десятилетия выросла на 2-2,5оС а уровень грунтовых вод местами опустился с 28 до 300 метров в глубину. Также город потерял около 88% растительности.
Рамачандра опасается, что то, что произошло с Бангалором, произойдёт со всеми остальными городами в Индии: «Загрязнение воздуха достигло опасного уровня, вода загрязнена, отходам некуда «идти», а озёра просто уничтожены».
О том, что урбанизация, лишённая планирования, угрожает природе, как никогда раньше, говорит Прэрна Биндра, автор «Исчезновения», в котором было проанализировано, как урбанизация и экономический рост влияют на дикую природу Индии.
«Водно болотные угодья, озёра, зелёные зоны уступают место стеклу и бетону. Уменьшение естественных мест обитания означает, что в городе очень быстро исчезает дикая природа – даже вездесущие птицы и насекомые, да и шакалы, которые раньше не были очень уж необычными гостями и обитателями городских окраин».
Рамачандра отмечает, что ситуация сложилась очень тревожная: люди переезжают, их здоровье серьёзно ухудшается. По мнению учёного, так больше просто не может продолжаться: «Бангалор становится городом, непригодным для жизни. Это худший город в мире для неконтролируемой урбанизации».
Киншаса, Демократическая Республика Конго
Население в 2015 году: 12 миллионов человек Предполагаемое население в 2100 году: 83 миллиона человекПьер Сасс переехал в Киншасу в 1990-х годах. Как и тысячи других молодых мужчин, он приехал туда в поисках работы. Поначалу он арендовал комнату на окраине города, а через четыре года смог купить собственный участок земли. Сейчас граница города сдвинулась на пять километров, а Пьер построил дом на две комнаты, где и живёт вместе с женой и тремя детьми. В этом доме есть электричество, но нет ни воды, ни канализационной системы.
В 1920 году в Киншасе проживало всего 20 тысяч человек, но уже к 1940 году их количество увеличилось до 450 тысяч. Сейчас в городе живёт около 12 миллионов человек, и согласно прогнозам учёных, на протяжении следующих 50 лет он станет вторым крупнейшим городом Африки, и его население достигнет 75 миллионов человек. По западным стандартам это не способный нормально функционировать и растягивающийся мегаполис, окружённый огромными трущобами, в которых инфраструктура или отсутствует полностью, или практически разрушена.
«Если вы сейчас попадёте в этот город, вы увидите там полный беспорядок и перегруженность, - говорит Сомик Лалл, ведущий экономист Всемирного банка по вопросам Африки. - Да, это будет один из крупнейших городов на континенте в 2050 году, но я не думаю, что это общая модель для будущей Африки, также я не думаю, что Киншаса будет иметь население в 70 миллионов человек».
Он уверен, что по нынешнему состоянию города не стоит делать однозначных выводов о его будущем развитии.
«Невозможно сказать, как города будут выглядеть в 2100 году. В 1980 году было невозможно предсказать, что Сеул будет выглядет так, как он выглядит сейчас. Это был запущенный, грязный промышленный город».
Тем не менее он опасается, что экономический рост в Африке не будет идти в ногу с ростом населения, как это происходило во времена индустриализации Азии, Европы и США.
«То, что мы видим в Африке, - это стимулирование лишь мелкомасштабной и неформальной торговли. Люди, приезжающие в такие города, как Киншаса, не приносят городу экономической выгоды. В развитие инфраструктуры африканских городов вкладывается недостаточно инвестиций».
К 2100 году около 40% людей вообще и около половины детей в частности будут африканцами и африканками, и это одна из самых быстрых и радикальных демографических трансформаций в истории.
Гуйян, Китай
Население в 2015 году: 4,3 миллионов человек Предполагаемое население в 2050 году: 7 миллионов человекТан Го 24 года, и она совершенно сбита с толку. После нескольких лет жизни вдали от Гуйяна, она в прошлом году вернулась из Германии и увидела, что небольшая столица провинции стала самым быстрорастущим городом Китая и изменилась до неузнаваемости.
От полей, на которых работали её бабушки и дедушки, не осталось и следа: сейчас там плотная многоэтажная застройка. Члены её семьи живут в квартире на восьмом этаже, откуда открывается вид на торговые центры и кольцевые дороги. Бывшие трущобы были разрушены, фермы и огороды - переделаны, реки – отведены, а леса – вырублены.
«Даже холмы выглядят иначе. Я была в шоке. Но город до сих пор растягивается. Это похоже на новый мир, в котором я никого и ничего не знаю», - говорит женщина.
Масштабы и скорость того, как увеличиваются города Китая, шокируют: возможно, это самая быстрая и самая массовая миграция людей в истории. За 30 лет почти 500 миллионов человек переехали из сельских районов в 622 главых города Китая, и преимущественно сельская страна практически на 60% стала урбанизированной. К 2025 году более миллиарда человек в Китае (два из трёх) будут жить в городах.
Гуйян – это модель того, как, с точки зрения людей, должно происходить городское планирование. В нём мало трущоб и бесконтрольного разрастания: изменения в городе в целом происходят в соответствии с продуманным планом.
Но урбанизация превратилась в экологическую катастрофу. Воды реки Наньминь стали чёрными и зловонными, но даже после этого не было создано серьёзных препятствий для загрязнения воздуха: продолжались огромные выбросы углекислого газа из-за угольной промышленности, не останавливалась вырубка лесов, повсеместно загрязнялась почва.
Сейчас Гуйян продолжает расти с невероятной скоростью, но власти пытаются исправить некоторые ошибки. Город уже потратил 150 миллионов долларов на очистку реки Наньминь, ограничил продажи новых автомобилей и стимулирует продажи электрокаров, чтобы снизить уровень загрязнения воздуха. Тем не менее, стоит осознавать, что на исправление сделанного уйдут долгие годы.
Мехико, Мексика
Население в 2015 году: 20 миллионов человек
Предполагаемое население в 2050 году: 25 миллионов человек
Присцилла Коннолли живёт в Мехико с 1970-х годов. За это время город увеличился в размерах в три раза и вошёл в пятёрку крупнейших мегаполисов планеты.
«Никто не ожидал, что Мехико так сильно вырастет, - говорит Каннолли, профессор социологии города Автономного Университета Метрополи. - Но на протяжении многих лет считалось, что чем больше людей будет там жить, тем лучше. Такая была демографическая политика. Теперь Мехико перестаёт расти, но всё быстрее стали разрастаться пока что относительно небольшие города.»
Мехико по-прежнему переполнен, сильно загрязнён, в основном беден и имеет пространство для строительства 50 тысяч новых домов в год, в которых он нуждается. Тем не менее, эта ситуация показывает, что стремительные изменения можно контролировать, и урбанизация имеет свои преимущества.
«Прогресс наблюдется во многих аспектах, – говорит Коннолли. - Большинство людей умеют читать и имеют крышу над головой. В общем и целом, это была успешная трансформация общества, хоть гна и сопряжена с будущими экологическими рисками».
По её мнению, быстрорастущие города Африки и Азии могут учиться на ошибках Мехико.
«Планирование города происходило с учётом того, что улицы должны быть доступны для автомобильного движения. Только 30% населения Мехико имеет автомобиль, но город был спроектирован для машин. Также необходимо переосмыслить санитарную революцию 19 века. Экологические последствия урбанизации гораздо более заметны за пределами городов».
Сейчас происходит модернизация трущоб и неформальных поселений, которые буквально окружили Мехико в 1970-х годах. Тем не менее, экологические проблемы по-прежнему не стоят на повестке дня, а в городе регулярно наблюдается водный кризис.
«Вода будет здесь огромной проблемой. Станет ли воды достаточно? Наверное, нет, - говорил Коннолли. - Людям придётся сокращать потребление, и это потребует более агрессивной политики. Города должны думать обо всём цикле водной циркуляции».
Эль-Альто, Боливия
Население в 2015 году: 1 миллион человекПредполагаемое население в 2050 году: 2,5 миллиона человек
В 1952 году это была деревня, с которой открывался вид вид на столицу Боливии. В 1960 году там проживало менее 30 тысяч человек, а сейчас это мегаполис с населением около одного миллиона человек, которые дышат разреженным воздухом на высоте 4100 метров над уровнем моря.
Сотни тысяч людей, включая Марио Мамани, приехали сюда в течение последнего десятилетия. Мамани и его семья почти десять лет назад переехали из Пинаи – деревни, расположенной в Андах под заснеженной горой Иллимани. Он хотел работать, но частые засухи, неустойчивые осадки, периоды жары, несезонные заморозки и наводнения делали условия для ведения сельского хозяйства слишком сложными.
По словам Мамани, сейчас Эль-Альто – это развивающийся город, который начинает процветать по мере развития промышленности и экономики в целом. Этот город демонстрирует ещё одну модель того, как строить всё с нуля, находясь при этом в неблагоприятной среде с небольшим количеством ресурсов. Сейчас латинская Америка – это самый урбанизированный регион в мире: 90% людей там живут в городах.\
«Мексика, Бразилия, Аргентина и Уругвай возглавили урбанизацию Латинской Америки, - говорит исследователь-урбанист Фернандо Арагон-Дюран, ведущий автор Специального доклада Межправительственной группы экспертов по изменению климата. - Но мы всё ещё пытаемся понять, какое воздействие это оказывает на окружающую среду».
Кигали, Руанда
Население в 2015 году: 1 миллион человек Предполагаемое население в 2050 году: 5 миллионов человекГенеральный план города, составленный азиатскими и австралийскими архитекторами в 2013 году, предполагает, что многие трущобы будут очищены, появятся новые университетские и коммерческие кварталы, что будет построен новый аэропорт, кольцевые дороги, сверкающие многоэтажные здания, городские фермы, приятные парки и хорошее жильё для сотен тысяч людей.
Но вот уже четыре года как этот план остаётся лишь на уровне фантазий. Зарубежные инвесторы в большинстве своём не смогли попасть в 25-ю беднейшую страну мира. Здесь по-прежнему не построены дороги и не запущен обещанный городской транспорт. Постоянно не хватает воды, регулярно случаются перебои с электричеством. Городские трущобы расчищаются, высвобождая пространство для новых проектов, но в целом Кигали остаётся очень бедной столицей.
По всей Африке в сотнях меньших по размеру городов наблюдается прирост населения в размере 3,5% в год и более. Но к югу от Сахары, в той части Африки, где население может удвоиться за 50 лет, Кигали является одним из немногих городов, которые решили ограничить собственный рост.
«Города в Африке были лишены государственных инвестиций. Богатство многих стран было направлено за границу, - говорит Ванесса Уотсон, профессор городского планирования в университете Куйптауна. - Только Руанда и Эфиопия контролируют городское население, уничтожая трущобы и перемещая людей в более мелкие города».
Уотсон опасается, что перекос государственных расходов в сторону амбициозных новых разработок и городов-спутников для среднего класса может приводить к пренебрежению мелкими городами, куда людей переселяют из хорошо обустраиваемых мест.
Она считает, что города Африки не могут стать устойчивыми, пока расчитывают в первую очередь на личные автомобили, а не общественный транспорт.
«Они должны найти свою модель и не пытаться воспроизвести европейские города, которые были строились веками и с привлечением огромных капиталов. Если этого не произойдёт, их ожидает мрачное будущее с растущим неравенством и разрушением окружающей среды».