Беспрецедентная засуха в Западном Казахстане
Режим чрезвычайной ситуации в Казахстане местные фермеры предлагали ввести еще летом 2021 года. Тогда в двух западных областях страны, Мангистауской и Кызылординской, в результате засухи начался падеж скота. Животных было невозможно прокормить, так как из-за бесснежной зимы, ранней сухой теплой весны и жаркого лета не только не обновились пастбища, но и высохли многие водоемы.
Описания бедствий во время засухи напоминают фильм ужасов. Вот, например, как рассказывал о ситуации в Северо-Западном Казахстане один из местных фермеров:
«Тощие коровы, выходящие на пастбища далеко от села, на обратном пути останавливаются и отдыхают по четыре-пять раз. Лошади, устремляющиеся в густые заросли травы на берегу засыхающего озера, застревают в грязи, не имея возможности из нее выбраться. Сейчас сельчане следят за местностью возле озера и вытаскивают исхудавших лошадей из озера. Верблюды уходят на пастбища, но не возвращаются к своим верблюжатам, пока не наедятся. Верблюды не могут найти траву, поэтому грызут кустарники. Черви с кустарников вредят верблюдам. Верблюды, поедающие червей, погибают».
Чтобы как-то сохранить скот, в ход шло все — картон, бумага. Фермеры выносили коробки из магазинов, размачивали их в воде и кормили ими животных. Цены на сено выросли в некоторых областях вдвое. Причем у фермеров не было средств на покупку фуража, они рассчитывали на летние пастбища. Стало ясно, что без поддержки государства прокормить скот будет нереально.
Конечно же, подобный стресс сказался на животных. Как отмечали фермеры, коровы и кобылы перестали давать потомство. Появившихся жеребят и телят в срочном порядке продавали, чтобы они не ослабляли матерей.
Чтобы как-то решить проблему засухи, местные жители даже призывали обязать местные нефтедобывающие компании вырыть скважины, просили привлечь военных к перевозке скота в менее пострадавшие области.
Предсказать засуху можно было уже по ранней весне, малоснежной зиме. Однако власть в Казахстане заняла позицию не решать вопросы заранее, а разбираться с ними посредством административной рокировки. Президент Токаев снял министра сельского хозяйства Сапархана Омарова и назначил вице-министра финансов, бывшего члена совета директоров «КазАгро» Ербола Карашукеева. Средства на помощь фермерам были выделены, однако без систематических решений они не будут иметь никакого результата. Последствия прошлогодней засухи отразятся уже в этом году. Да и никто не гарантирует, что бедствие не повторится.
Основная причина засухи — изменение климата
В январе 2021 года, то есть еще до начала засухи, Азиатский банк развития (Asian Development Bank) опубликовал прогноз влияния изменения климата на Казахстан. Его составители в частности утверждали, что при отсутствии разработанных и апробированных механизмов адаптации к изменению климата, страна будет страдать от систематических засух. Это, в частности, повлияет на урожайность яровой пшеницы, которая снизится на 50 % к 2050 году.
Также в Казахстане прогнозируется увеличение среднегодовой температуры на 5,3 градуса к 2090 году по сравнению с показателями 1985-2005 годов. Это выше ожидаемого среднего роста показателей по планете Земля. Для западных областей увеличение температур будет сопровождаться процессами опустынивания, нехваткой воды, для горных — наоборот, будут характерны вызванные таянием ледников наводнения.
По прогнозам исследователей, интенсивность подобных лету 2021 засушливых сезонов будет только возрастать. Учитывая, что Казахстан входит в Топ-10 мировых экспортеров зерна, уменьшение урожаев может отразиться и на всемирной продуктовой безопасности.
Климатическая политика Казахстана — много риторики, мало действий
В декабре 2020 года президент Касым-Жомарт Токаев заявил, что к 2060 году Казахстан станет климатически нейтральным государством. По мнению эксперта Социально-Экологического Фонда Казахстана Вадима Ни, данные заявления являются более чем амбициозными и сложными для реализации.
Пока говорить о сокращении выбросов парниковых газов не приходится. Наоборот, страна только наращивала их и приблизилась к показателям 1990 года. Чтобы снизить выбросы на 30 % к 2030 году, действовать надо прямо сейчас, однако правительство не предпринимает необходимых мер.
Более того, пока никаких реальных основания для перехода к углеродной нейтральности нет. По данным на 2018 год, предоставленным Международным энергетическим агентством (International Energy Agency), около 50 % энергетического микса Казахстана приходится на уголь. Именно уголь активнее всего используется для производства электроэнергии (около 70 %). Доля ВИЭ в энергетическом миксе ничтожно мала — 1,4 %, в основном оставшиеся от угля 50 % «добиваются» газом и нефтью.
Ставка на углеродное топливо обусловлена тем, что Казахстан является одним из крупнейших добытчиков угля в мире (9-е место с 108 миллионами тонн в год). Также страна занимает 17-е место в мире по добыче нефти и 24-е по добыче газа.
Значительная доля добываемого топлива и энергии из страны идет на экспорт. Также не стоит забывать, что на Казахстан приходится 41 % мировой добычи урана и 17 % мировой добычи хрома. Всего добыча ископаемых приносит стране 12 % ВВП и можно предположить, что именно на этот далеко не экологичный сектор будет сделана ставка, чтобы закрыть потери в области сельского хозяйства.
По данным сайта Climate Action Tracker деятельность правительства Казахстана по решению вопросов изменения климата обозначается как «крайне недостаточная» (Highly Insufficient). Это значит, что не принимаются необходимые меры по снижению выбросов парниковых газов, по формированию экологически устойчивого общества.
Как отмечается в исследовании, если все страны мира будут действовать по примеру Казахстана, то о принятых Парижским соглашением ограничениях в 1,5 градуса потепления можно будет забыть, а к 2030 году средняя температура приземного слоя увеличится на 3-4 градуса.
Нельзя говорить о том, что Казахстан игнорирует вопросы мировой климатической повестки. Однако предпринимаемых действий явно недостаточно. Кроме того, есть опасность, что поиск выхода из возможных экономических кризисов в стране будет осуществляться именно за счет наращивания добычи ископаемых и за счет более интенсивного использования углеродного топлива.
Чего ждать Западному Казахстану в этом году?
Пока прогнозы неутешительны. По данным сайта «Погода и климат» в январе в Актау, это административный центр более всего пострадавшей от засухи летом 2021 Мангистауской области, выпал 1 мм осадков при норме 12 мм. Средняя температура на 3,6 градуса превышает норму. Так, 7 января в Актау было +7,2 градуса по Цельсию, что на 8,1 градус выше нормы. Декабрь также был сухой и жаркий. Первого декабря был установлен рекорд +17,1 градуса. При среднемесячной норме осадков в 18 мм выпало только 2 мм.
Это значит, что уже сейчас можно прогнозировать высокую вероятность повторения засухи и продолжение интенсивного опустынивания в Западном Казахстане в этом году. Вполне возможно, что второе такое лето сельское хозяйство Мангистауской области просто не переживет.
Поэтому сегодня необходимо разрабатывать и реализовывать программы по поддержке местного населения, строить и развивать системы водоснабжения, находить средства для поддержания устойчивого развития сообществ. Одним из решений может быть удержание средств на уровне местных акиматов при дополнительных дотациях. То есть развитие не вертикальных, а горизонтальных взаимодействий в области. Именно этого требовали мирные протестующие, когда выходили на митинги.
Подавить протесты при помощи вооруженных солдат можно, однако против изменения климата автоматы бесполезны. И чем сильнее будет меняться климат — тем больше недовольных людей будет не только в Казахстане, но и по всей планете. Чтобы предотвратить или хотя бы сгладить повторение засухи 2021, администрация и фермеры должны приступить к разработке и реализации решений уже сегодня.