10.06.2024 / 15:06

История беларуса, покинувшего страну после 2020 года и поселившегося в Грузии.

Иллюстративное изображение
Иллюстративное изображение

С 2021 года из Беларуси по официальным данным уехало более 200 тысяч человек, и эта тенденция продолжается. Жизненные обстоятельства разбросали людей по разным уголкам мира.

Для кого-то переезд стал своего рода точкой невозврата: ВНЖ, ПМЖ, новый дом в чужой стране. Кто-то стал кочевником-путешественником – постоянно меняющаяся обстановка, непрекращающаяся череда новых впечатлений.

Имея два высших образования: по социологии и маркетингу, Пётр, как и многие его соотечественники, покинул Беларусь после 2020 году, переехав со своей девушкой в Украину. Там они прожили около полугода и затем отправились в Грузию уже на более долгий срок.

 

«У нас не было совместных планов стать вегетарианцами»

– Первое время для меня в Грузии было сложновато. Во-первых, когда ты сразу приезжаешь в Батуми – это очень много дождей, и ты к этому не готов. Второй момент: мы поселились в не очень живописном месте. Было сложно, начиная с того, чтобы сходить в магазин, и заканчивая бытовыми вопросами: проблемы с водопроводом, крысы за стенами, – вспоминает Пётр. – В общем, очень много трудностей, очень некомфортно было первое время. И на тот момент в Батуми было мало русскоязычных людей, была другая культурная среда, из-за чего чувствовалось некоторое отчуждение, 

Но в то же время Грузия преподносила другие более приятные вещи – это необычная для беларуса природа, море, горы, небольшой курортный город, растянувшийся вдоль побережья. К тому же переезд привнес новые впечатления, что довольно сильно мотивировало.

Иллюстративное изображение
Иллюстративное изображение

– Постепенно, неделя за неделей, мы втягивались. И чем дальше, тем больше нравилось. Было комфортно. Вообще был план вернуться в Украину и сделать ВНЖ. Я работал тогда рекрутером в украинской компании. Но одни знакомые переубедили нас возвращаться, а через два месяца началась полномасштабная война. И там уже вопрос о возвращении в Украину не стоял.

Петр периодически обсуждал со своей девушкой тему вегетарианства и веганства, временами она упоминала, что хотела бы внедрить эту практику в свою жизнь. 

– Тем не менее, это всегда обсуждалось в отношении нее, а не меня. У нас не было совместных планов стать вегетарианцами, для меня это были планы и соображения близкого мне человека. К тому же я бы не сказал, что на теме вегетарианства был какой-то особый фокус относительно других тем, идей, планов.

В истории Петра все произошло довольно внезапно: в один день он проснулся уже вегетарианцем, отказавшись от употребления продуктов из мяса и рыбы.

– Наверное, чтобы было понятнее всё дальнейшее, нужно отметить, что для меня вообще нехарактерно какое-то постепенное втягивание во что-то. Обычно я сразу на что-то подписываюсь и с этим иду дальше. Так у меня сработало, например, когда я бросил курить, с некоторыми другими моментами, и так произошло с вегетарианством в том числе, – рассказывает Пётр о своём опыте. – Но, так или иначе, я к этому долгое время как-то двигался. Наверное, из источников влияния я бы отметил книгу «Розу мира» Даниила Андреева. А также видео и контент забоев домашних животных: коров, свиней. Поэтому на теоретическом уровне необходимость переходить на соевое мясо или на растительную пищу была для меня в общем-то понятной.

Примерно в то же время на вегетарианскую диету перешла и девушка Петра. 

– Она удивилась, потому что для нее это было неожиданно. Я никогда не обозначал это как намерение. Возможно, она могла предположить, что я каким-то образом «украл её идею». В итоге на вегетарианство мы перешли практически одновременно.

Иллюстративное изображение
Иллюстративное изображение

 

«Нет необходимости в убийстве животных»

Интересно было узнать, меняется ли ещё что-то в жизни человека, когда происходит выбор в пользу вегетарианской диеты. 

– Продолжают ли происходить процессы, которые могут привести к смене привычек, образа жизни, мировосприятия и, возможно, окружения?

– Если честно, я так не думаю. То есть в теоретическом плане у меня не было какого-то особого переворота мировоззренческого, потому что, так или иначе, такого взгляда я всегда придерживался. Я стал внимательнее относиться к тому, что я ем, к тому, что я ношу, и на этом все. Не было глубоких трансформаций. На самом деле, оно уже случилось, просто логично встроилось то, что было до этого.

– То есть ты и раньше испытывал эмпатию к животным, но оставался мясоедом?

– Да, совершенно верно. Ну, как бы я всегда понимал, что в этом нет необходимости. И это, наверное, такой самый главный аргумент.

Иллюстративное изображение
Иллюстративное изображение

Петр отмечает, что люди, которые едят мясо, часто говорят, что есть некая пищевая цепочка, в которую человек встроен, и потребление мяса и рыбы логически вытекает из этого. Но он с этим принципиально не согласен.

– Несмотря на то, что нам действительно нужны определенные белки, аминокислоты, они доступны также из других источников. Поэтому нет необходимости в убийстве животных. Это, наверное, самый сильный, самый неоспоримый довод в пользу вегетарианства, как мне кажется.То есть даже аргумент того, что я же сам не выживу без этого, и поэтому, какой бы я ни был эмпатичный, я в любом случае должен встраиваться в пищевую цепочку. Это не так. С теоретической точки зрения, эта теория несостоятельна, – считает Пётр.

В отношении близких людей, окружения Петру, можно сказать, повезло. Не пришлось столкнуться с критикой, непониманием, попытками переубедить или какими-то неуместными ироничными шутками. Его выбор, скорее, вызвал больше любопытства и некоторого удивления, поскольку всё произошло действительно внезапно.

– Понятно, что такая реакция может возникнуть, когда вчера ты был мясоедом, а сегодня стал вегетарианцем, и стал навсегда.  И это не прикол на пару дней. Однако я не проходил борьбу со средой, борьбу с социумом для отстаивания своих взглядов.

Рассказывая о своем выборе и жизни, Петр отмечает, что в целом по жизни не сталкивался с неуважением к себе в каких-то моментах никогда. 

– Это не моя история совсем. Я как-то вне этой проблемы, что ли. Мы не виделись с семьей с 2021 года, и каких-то совместных ситуаций, связанных с едой, у нас, разумеется, не было. Однако, общаясь удаленно, никаких проблем, ссор, давления не было.

В этом вопросе не нужно было, чтобы другие люди приняли эту ситуацию. Не было препятствий со стороны среды, и этого было достаточно. 

– Не ожидаю, что кто-то примет меня и мой выбор, убеждения. Это моя история, и мне важно, чтобы я себя принимал, а не все остальные.

Иллюстративное изображение
Иллюстративное изображение

 

«На смену блюдам из мяса пришли лобио, хинкали с грибами»

Ты стал вегетарианцем, уже проживая в Грузии. Возникали ли какие-то трудности с выбором вегетарианских блюд, с формированием нового рациона?

– Это миф. Никаких проблем с этим нет. Даже в Грузии очень хорошо отлажена инфраструктура. Я говорю «даже», потому что в Грузии, как и везде на Кавказе, мясная пища является частью традиции. Это шашлыки, кебабы и другие блюда. Мясных блюд довольно много, но даже при этом в Грузии развита инфраструктура, которая позволяет человеку вегетарианить.

Среди традиционных грузинских блюд, которые подадут даже в небольшом кафе, расположенном в ненасыщенном туристами месте, можно найти для себя хинкали с грибами, аджапсандали, лобио.

Если возникнет желание окунуться в тему вегетарианства, веганства еще глубже, стоит посетить заведения с веганской/вегетарианской кухней, которые были открыты в Батуми экспатами. Хочется отметить, что в Тбилиси таких заведений ещё больше, и выбор ещё более разнообразный.

Самостоятельно готовить тоже нет никаких проблем. Тут много овощей и бобовых, и всё в этом смысле отлично. Если же мы говорим не о Грузии, а о Беларуси, России, Украине и Европе, то там в этом смысле ещё меньше проблем. Там инфраструктура ещё больше развита, ещё больше заведений, больше специализированных магазинов. Быть вегетарианцем вообще не проблема нигде. Даже на Кавказе.

С тех пор, как предпочтения Петра изменились, на смену блюдам из мяса пришли лобио, хинкали с грибами, грибная пицца, овощные салаты, жареный картофель, а также веганская рыба из заведения веганской/вегетарианской кухни Vegan Bro.

У Петра в окружении есть друг-веган и подруга-вегетарианка. Такого рациона они придерживаются уже на протяжении десяти лет. Подруга проживает в Беларуси и не сталкивается с чем-то, что бы мешало ей комфортно соблюдать свои пищевые привычки. Когда они побывали в Грузии, сказали: «Да, в Беларуси с этим проще».

– Если говорить о том, насколько беларусская кухня адаптирована для вегетарианства, то скорее адаптирована, чем нет. Однако с веганством могут быть сложности. Если исключить мясо, то вполне, но если идти дальше и исключить молочку, яйца, мёд – да, это сложнее. Это требует больших усилий и большей осознанности со стороны людей. Под это и кухня, и культура менее адаптирована сейчас. Что касается вегетарианства, с этим не будет проблем, было бы желание.

 

 

Автор:
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость