10.07.2023 / 11:07

Почему в рейтингах устойчивого развития наша страна стабильно занимает неплохие места, когда ситуация с правами человека и равными возможностями для всех ухудшается год от года? Разбираемся с эксперткой.

Иллюстративное изображение
Иллюстративное изображение

Представьте себе мир, где каждый человек, независимо от своего социального статуса или места проживания, имеет достойные условия жизни.

Где дети получают качественное образование, что дает им возможность раскрыть свой потенциал и стать активными участниками общества. Где энергия, доступная всем, не только улучшает качество жизни, но и не наносит вреда окружающей среде. Где земля и океаны защищены, а биоразнообразие сохраняется.

Организация Объединенных Наций создала мощный инструмент для достижения этой мечты – Цели устойчивого развития (ЦУР). ЦУР - своеобразный ориентир для мирового сообщества, к каким результатам оно хочет прийти к 2030 году.

17 целей, утвержденных Организацией Объединенных Наций в 2015 году, охватывают все сферы: от борьбы с крайней бедностью и голодом – до обеспечения качественного образования и равных возможностей, от обеспечения чистой воды и санитарии – до создания устойчивых городов и коммуницирующих экосистем, от борьбы с неравенством и дискриминацией – до охраны природы и борьбы с изменением климата.

ЦУР – не просто абстрактные понятия или недостижимые идеалы. Они представляют собой реальные возможности для трансформации нашего мира и создания лучшего будущего.

 

Беларусь в лидерах, правда, только на бумаге

Беларусь в сентябре 2015 года стала одной из 193 стран, которые согласились с Повесткой в области устойчивого развития на период до 2030. 

Наша страна предприняла ряд шагов для реализации ее 169 задач на национальном уровне и подготовила в 2017 и 2022 годах добровольные национальные отчёты об их достижении. В последнем, в частности, беларусские власти на площадке ООН пытались доказать, что официальный Минск выполняет Цели устойчивого развития и международные обязательства, и только санкции сдерживают развитие страны.

Вместе с тем, в том же 2022-м Офис Светланы Тихановской представил альтернативный независимый отчет о реализации Целей устойчивого развития в Беларуси. Главный его посыл – основная причина, сдерживающая развитие Беларуси, – систематическое и беспрецедентное нарушение прав человека, при котором невозможно достижение Целей устойчивого развития.

Альтернативный отчет готовился по выбранной независимыми специалистами методологии. Он был призван препятствовать попыткам беларусских властей избежать ответственности за нарушение прав человека и продолжить получать финансирование, которое в итоге пойдет на укрепление диктатуры.

Но в 2023 году оказалось, что, несмотря на подготовленный альтернативный отчет, Беларусь – как и в 2022 году – заняла 34-е место по индексу ЦУР SDGIndex2023 (традиционно публикуется в июне). Неужели мировая общественность не услышала посыл независимых экспертов? Оказывается, тут не совсем все просто.

Дело в том, что добровольный национальный отчет и индекс ЦУР – разные вещи, объясняет научная коммуникаторка, специалистка по ЦУР Ирина Понедельник. Хотя можно говорить, что основа у них всё равно одна – данные, предоставленные самой страной.

Ирина Понедельник. Фото - Facebook экспертки
Ирина Понедельник. Фото - Facebook экспертки

В демократических странах, где данные не скрывают, такие отчеты совпадают с реальностью. В случае же с Беларусью, при подготовке отчета страна берет за основу данные, которые, скажем так, считает нужными. В итоге получается, что достижения не просто есть, а даже впечатляют.

Индекс ЦУР готовит Сеть по выработке решений в области устойчивого развития (SDSN). И делает она это на основе открытых данных стран – то есть именно тех, которые сами страны и предоставляют. То есть опять же про объективность в случае с Беларусью говорить не приходится, обращает внимание Ирина Понедельник.

Но всё же даже по официальным данным режима Лукашенко, Беларусь в индексе ЦУР позиции потеряла. В первые годы после принятия ЦУР Беларусь входила в двадцатку лучших. По итогам же 2020 года потеряла более 15 позиций, что укладывалось бы в объяснимые рамки – все-таки ковидный год повлиял на индекс ЦУР многих стран.

Но вот незадача – беларусские власти с 2020-го стали скрывать статистику смертности, и уж тем более недостоверно отражали те показатели, которые взаимосвязаны с нарушением прав человека – такие как доступ к правосудию, количество заключённых…

В итоге, вполне неплохой результат: Беларусь второй год подряд в индексе ЦУР занимает 34-е место в мире.

Иллюстративное изображение
Иллюстративное изображение

 

Проблема статистических данных

Сбор и анализ достоверных статистических данных – важный аспект реализации ЦУР. Однако в Беларуси есть проблемы с надежностью и доступностью таких данных. Режим часто их скрывает или предоставляет неверные информационные материалы, подчеркивает экспертка.

В Беларуси отсутствует достаточная прозрачность и независимость в системе сбора и предоставления статистической информации. В результате, все это искажает реальное положение дел и создает преграды для определения приоритетных областей развития и выработки эффективных стратегий.

Учитывая эти факторы, для Беларуси уж точно индекс ЦУР – не то, на что следует полагаться, он основан на неверных, неполных данных.

Но, по мнению независимых экспертов, не пытаться донести до составителей этого рейтинга то, что от государственных органов они сейчас получают недостоверную информацию, также нельзя.

Ведь одна из опасностей в том, что режим Лукашенко этот самый индекс (а все-таки 34-е место выглядит довольно неплохо) может использовать в своих интересах и своей пропаганде, показывая, что в стране все хорошо.

В нашей ситуации, говорит Ирина Понедельник, смотреть нужно не на итоговое место, а на то, что скрывается за вот этими карточками на сайте каждый год по целям устойчивого развития.

«В частности, рассмотрим индекс, опубликованный в июне 2023. Данные в нём представлены за 2021-2022 годы. Но мы до сих пор не знаем, какая в стране смертность, эти данные перестали публиковать в 2020-м. И этот индикатор не отражен вообще.

  • Если берем индикаторы, связанные с целью 16 “Мир, справедливость и сильные институты”, то здесь речь идет о доступе к правосудию и его доступности, о свободе прессы, то есть о правах человека по сути, которые сейчас в Беларуси постоянно нарушаются.

Или как у нас с ЦУР 10 (вопросы по инклюзии и уменьшению неравенства) может быть хорошо, когда в стране “пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений, смены пола и чайлдфри” – вне закона. И о каком 34-м месте тут можно говорить? Скорее о 151-м, как у Афганистана».

Но самая большая проблема, подчеркивает Ирина Понедельник, в том, что независимые эксперты сейчас тоже не имеют реальных данных. Белстат недавно вообще принял решение закрывать информацию, которая в их формулировке «влияет на безопасность страны».

Хотя на всех международных конференциях говорят про важность открытости данных, включение ученых в получение этих данных, увеличение грамотности населения касательно данных. Но Беларусь, – понятно, по каким причинам – на это внимание не обращает.

Сейчас задача беларусского независимого экспертного сообщества – найти решение, как получать реальные данные из Беларуси. Затем можно предметно коммуницировать с той же Сетью по выработке решений в области устойчивого развития, чтобы они учитывали тот фактор, что Беларусь сейчас – тоталитарная страна, и рассчитывать на честность властей в предоставлении статистических данных нельзя. 

 

Научное волонтерство как возможная альтернатива

Так как доверять данным, которые публикует сейчас Белстат, невозможно, независимые эксперты должны найти новые возможности узнавать, как обстоят реально дела в стране, обращает внимание Ирина Понедельник.

Так, по ее мнению, новыми формами получения данных могут быть проекты научного волонтерства или качественное интервьюирование тех экспертов, кто находится в стране.

«Важно, чтобы в Беларуси оставались люди, которые такие данные могут предоставить. Ведь когда мы говорим про индикаторы, это не всегда про цифры. Многие индикаторы — это как раз про политику, про стратегии, про какие-то ограничения, неравенство и так далее. К сожалению, получается своеобразный откат назад, но, возможно, нам придется рассматривать опыт менее развитых стран, чем Беларусь, в которых нет специальных статистических служб, к примеру. То есть пользоваться их моделями сбора статистической информации. Весь этот опыт можно изучить, проанализировать, переработать и подумать, что мы можем сделать».

Есть надежда и на научное волонтерство. Как объясняет Ирина, это такие проекты, когда граждане помогают науке в любом плане. К примеру, сбор данных на местности.

В Беларуси есть специальные портативные аппараты, которые собирают данные о загрязнении атмосферного воздуха. Такой аппарат можно поставить у себя дома на окне. Данные собирает определенная организация. И потом ученые на основе этих данных напишут научную статью. Вот это пример проекта по научному волонтерству.

Или такой пример, как OpenStreetMap. Это некоммерческий веб-картографический проект по созданию силами сообщества участников – пользователей Интернета подробной свободной и бесплатной географической карты мира.

Все эти данные можно использовать для сбора информации о достижении целей устойчивого развития.

Сейчас у независимого экспертного сообщества важная задача – сделать Индекс ЦУР в противовес пропагандистским нарративам режима еще одним инструментом для того, чтобы заявить мировой общественности, что в Беларуси все совсем не хорошо.

Показать, что существует одно из самых значимых препятствий в достижении целей устойчивого развития – нарушение прав человека, включая ограничения свободы выражения, собраний и ассоциаций.

Это противоречит принципам ЦУР, которые стремятся обеспечить участие всех граждан в процессе развития и принятия решений. Без защиты прав человека и свободного выражения мнений реализация ЦУР становится затруднительной.

Автор:
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость