10.10.2018 / 11:10

Нитраты практически везде – утверждают экологи – они в воздухе, в почве, в продуктах питания. Нитраты не видны, и поэтому ещё в большей степени коварны. Вместе с координатором Зелёного дозора в Витебске Александром Кузиным мы едем искать коварного врага в самом необходимом – питьевой воде.

Нитраты – это соли азотной кислоты. Старшее поколение знает их под распространённым ранее именем селитра. Но как бы ни звали нашего врага, сегодня мы можем его только обнаружить. Обезвредить – увы! – слишком сложно.

Нитраты не изымаются из воды кипячением, её бесполезно отстаивать. А ионный обмен, основанный на последовательном фильтровании воды анионнообменными или катионнообменными фильтрами – процесс неизвестный и труднодоступный сельчанам Витебского района. К ним мы и едем.

У нас есть 10 тест-полосок для экспресс-проверки колодезной воды на нитраты и цветовая шкала, которая поможет определить, насколько вода источника загрязнена.

 

Первый, он же последний. В своём роде

Первый колодец встречает нас в 18 километрах от городской черты – прямо на обочине трассы, на улице Придорожной деревни Комары. Казалось бы, соседство с дорогой и близость к городу предполагают проблемы с колодезной водой. Но в Комарах тест-полоска свой цвет так и не поменяла. А значит, содержание нитратов в воде равно 0. При допустимой гигиенической норме для Беларуси 45 мг/л результат идеален.

Александр доволен, он допивает протестированную воду из кружки и шутит: «Вот поработаете с Зелёным дозором, сможете на вкус определять уровень нитратов. На тест-полосках будем экономить».

Смеялись все, ещё не зная, ни того, насколько злободневной окажется шутка, ни того, что этот колодец – первый и последний, из которого мы рискнём попить.

«Из наших колодцев не пьют, здесь есть водонапорка»

На въезде в деревню Вядерово (до города 25 километров) нас встречает колодец и… ферма.

Качество воды может отличаться даже в источниках, прорубленных в один и тот же водоносный горизонт, здесь ключевую роль играет то, через какие породы она проходит. Да и ферму могли построить по всем правилам. Однако проверка показывает: нет, эта построена не по правилам. Шкала розовеет до отметки в 250 мг/л.

Странные люди, которые копошатся возле колодца со стеклянным стаканом и тонкими полосками, моментально привлекают внимание местных.

Вы экологи? Я так и подумал, – горд своей осведомлённостью мужчина на велосипеде. – Только из этого колодца воду почти никто не берёт, вы туда пойдите и проверьте.

Мужчина машет рукой куда-то в сторону. Тем не менее, буклет с советами для сельчан и дачников забирает, бережно заложив страничку с контрольной шкалой полоской только что проведённого теста.

Метров через 150 действительно ещё один колодец. Там тест показывает 100 мг/л. Больше чем вдвое меньше, но всё равно слишком много.

Женщина из соседнего дома спешит к колодцу со своим стаканом: в Вядерово большинство семей для питья и приготовления пищи используют водопроводную воду, в деревне есть водонапорная башня. Когда-то горожане стремились из поездок за город привезти колодезной воды: она считалась куда вкуснее и чище воды из крана. Тест показывает, что сегодня это правило не работает, в водопроводной воде селитры нет. Местная жительница довольна, она окликает девочку лет 10:

– Слышишь Влада, нашу воду можно пить смело.

Влада занята собаками, ребёнку суета, поднятая приезжими, не особенно интересна. А мать на интуитивном уровне понимает: нитраты представляют серьёзную угрозу в первую очередь детскому организму.

– Если давать загрязнённую воду малышам в период интенсивного роста, – подтверждает её догадки дозорный. – Помимо неприятностей, которые могут угрожать любому организму, вам грозит ещё одна: соли азотной кислоты негативно влияют на мозг, способствуют развитию слабоумия.

 

Вернуть чистую воду? Слишком сложно

Следующая остановка – деревня Добрино. Поистине райский уголок. Огромное озеро, на его берегу – развесистый дуб, на волнах качаются лилии.

Местных жителей здесь немного, в основном приезжают дачники. Но в большом двухэтажном доме хозяин живёт постоянно.

Аккуратный седой старик ходит с трудом, опирается на палку. Свой колодец открывает охотно: источник воды дедушка бережёт – колодец огорожен забором, закрыт, а чтобы напиться, нужно принести с собой ведро.

Тест определяет здесь цифру, близкую к 500 мг/л. Источник загрязнения ясен. Животноводческую ферму построили здесь несколько лет назад. Как обещали сельчанам, она – современная, возведена с соблюдением всех правил. Внешне действительно всё благополучно. Если бы не густо розовеющая полоска теста.

Александр Кузин объясняет пожилому мужчине, что тот имеет право обратиться в санэпидемстанцию, показать экспресс-тест и потребовать детального анализа воды. Если будет доказано, что её качество ухудшило строительство фермы, владелец комплекса должен будет за свой счёт переоборудовать источник.

Дедушка полон решимости действовать. Он даже припоминает, что его здоровье существенно ухудшилось именно после строительства животноводческого комплекса. Но когда старик прощается и, прихватив результат экспресс-теста и буклет, уходит домой, дозорный с грустью замечает:

– Вот только доказать, что всё это произошло из-за фермы, частному лицу очень трудно: на качество воды могут влиять выгребные ямы, туалет, стоки с полей. Забота санитарных служб – общественные колодцы. За частными источниками воды должен следить сам хозяин. А значит, даже бесплатного анализа добиться будет очень непросто.

Остальные добринские колодцы выглядят пусть и не так плачевно, но тоже далеки от благополучия. 100 миллиграмм на литр – ниже этой отметки содержание нитратов не опустилось ни в одном из них.

– Я когда колодец копал, у меня здесь комиссия была. Мне сказали: такую воду можно продавать! – явно разочарован один из жителей.

Александр советует ему поискать результаты анализа воды двухгодичной давности. Как раз те, что выдала в своё время комиссия. Возможно, имея их на руках, содействия добиться будет легче. Мы уезжаем из Добрино, где уже собирается импровизированное собрание: люди намерены отстаивать своё право на чистую воду и не в санстанции, как советует дозорный, а обязательно в Минприроды.

До фермы рукой подать
До фермы рукой подать

Смогут ли жители быстро и просто, как они сами рассчитывают, добиться бесплатного оборудования новых колодцев или углубления старых? Вряд ли.

Ведь даже согласно официальной статистике Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, уровень содержания нитратов превышен в 40% беларусских колодцах.

Экологическая культура населения всё ещё оставляет желать лучшего. Современный среднестатистический сельчанин не готов озаботиться покупкой экспресс-теста даже для своего колодца: во-первых, для этого нужно ехать в Минск, в офис Центра экологических решений, во-вторых, платить два рубля – для деревни сумма тоже имеет значение. Вот и живут с надеждой на авось.

В деревнях, которые посетил Зелёный дозор, людей предупредили, а значит – вооружили. Вряд ли они забудут результаты тестирования, угощая колодезной водой своих внуков или собираясь приготовить на ней пищу.

Координаты колодцев дозорные нанесут и на специальную карту на сайте Watercontrol.by, а для себя заметят: хочешь найти источник с некачественной водой, ищи его недалеко от животноводческих комплексов, какими бы они современными не казались. Но пока, как показалось, такие рейды – капля в море. Какими бы активными не были общественные экологи, без централизованной помощи государства, озабоченного здоровьем нации, им не справиться с этой проблемой.

***

Если вы считаете, что качество воды в вашем колодце или кране оставляет желать лучшего, то звоните на наш Зелёный телефон за консультацией и защищайте своё право на благоприятную окружающую среду.

«Зелёный телефон» — это возможность получить консультацию по имеющейся экологической проблеме и научиться решать её своими силами.

Обратившись в «Зелёный телефон» по электронной почте или звонком, вы получите необходимую консультацию по волнующему вас экологическому вопросу или проблеме.

Наш телефон работает каждые понедельник, среду и пятницу с 10.00 до 18.00 по номеру: +375 17 396 94 31 (городской), 375 29 170 26 70 (Velcom, Telegram. Viber)

Автор:
Фотограф:
Виктория Дашкевич
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость