10.10.2023 / 14:10

Последние дни сентября порадовали новостью о выходе на свободу политзаключённого Виктора Фенчука. Бывший глава АПБ и ученый отбывал срок якобы за организацию протестов в августе 2020 года. В заключении он провёл два с половиной года.

Иллюстративное изображение
Иллюстративное изображение

К сожалению, за решёткой в Беларуси продолжают оставаться многие другие экологические активисты, а те, которые на свободе из-за угрозы репрессий, не могут вести прежнюю деятельность.

Каково вообще сейчас экологическим активистам в стране, что они могут делать? Эту тему анализируем вместе с экоправозащитницей и представительницей общественной организации «Экодом» Мариной Дубиной.

 

Печальные страницы истории

Протесты против фальсификации президентских выборов 2020 года и последующие события, которые произошли в Беларуси, кардинально повлияли на политическую, общественную жизнь беларусов и беларусок как в стране, так и за рубежом. Но также они кардинально изменили экологический сектор, экологические организации, условия, которые существовали и существуют, и возможности для экологических активистов.

На представителей и представительниц общественных экологических организаций, как и иных гражданских инициатив, а также на отдельных активистов и активисток продолжают оказываться различные формы давления, – подчёркивает Марина Дубина.

«Это административные задержания, обыски, допросы, штрафы, аресты. С 2021 года началась массовая волна проверок общественных организаций, которая, конечно, коснулась и общественных экологических организаций. Вначале это были проверки от регистрирующих или финансовых органов, касающиеся деятельности организаций».

Следующим ударом стала в июле 2021 года массовая волна обысков у представителей, в том числе, общественных экологических организаций по месту их проживания и в офисах. И потом началась массовая ликвидация, в том числе и экологических организаций.

 

Выжженное поле

На данный момент в Беларуси ликвидированы или самоликвидировались порядка 110 экологических организаций. Но тут важно понимать, что самоликвидация, как правило, была не добровольной, – обращает внимание экоправозащитница.

«Зачастую организации были принуждены к самоликвидации. Есть такие факты, когда представителей организации вызывали на беседы органы внутренних дел и просили закрыть организацию».

Волна зачистки гражданского общества в Беларуси коснулась абсолютно всех организаций независимо от тем, которыми они занимались. Это могла быть зоозащитная деятельность, образовательная – в целях устойчивого развития.

Марина Дубина
Марина Дубина

Не имело значения, сотрудничали ли эти организации в решении экологических проблем с государственными органами. Среди многих ликвидированных организаций были и те, которые до 2020 года старались обходить считавшиеся политизированными темы и могли плотно взаимодействовать с местными органами власти, реализовывать совместные проекты. Однако и они в том числе были ликвидированы.

Но, как подчёркивает Марина Дубина, репрессии экологических активистов в Беларуси начались не только после 2020 года, они были и до этого. В основном касались, к примеру, антиядерных активистов или локальных активистов, которые боролись с вредными производствами, к примеру, выступали против строительства аккумуляторного завода возле Бреста.

 

Международные правовые рамки – не указ режиму

Беларусь являлась стороной Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды. Орхусская конвенция была достаточно значимым и важным международным инструментом для защиты активистов в случае преследования. Говорим в прошедшем времени, потому что Беларусь из неё вышла.

Ирина Сухий
Ирина Сухий

Началось всё с закрытия Общественного объединения «Экодом». Эта одна из старейших негосударственных экологических организаций в Беларуси в 2021 году отметила своё двадцатипятилетие, а через 2 месяца после этого она была ликвидирована. Многим пришлось уехать из-за репрессией. Позже «Экодом» была признана экстремистским формированием.

Была подана информация в Комитет по соблюдению Орхусской Конвенции о тех фактах проверки, которые осуществлял режим в отношении экологических НГО, о ликвидации «Экодома». Встреча сторон приняла дело, которое действительно устанавливало, что «Экодом» был ликвидирован за осуществляемую им экологическую деятельность, а это – форма  преследования экологических активистов и экоНГО в соответствии с Конвенцией, что является недопустимым. И встреча сторон потребовала от Беларуси восстановить «Экодом» в регистрации.

Режим назвал данное решение политизированным и формой давления на страну, и впоследствии Беларусь вышла из Орхусской Конвенции.

Однако, обращает внимание Марина Дубина, благодаря в том числе данным делам о преследовании экологических активистов и экоНГО стало очевидным, что необходимы специальные процедуры и механизмы быстрого реагирования в таких случаях. И в 2021 году такой механизм был утверждён и назначен специальный докладчик по вопросу о защитниках окружающей среды, согласно Орхусской Конвенции.

Главный вывод – невозможно реализовывать экологические права, когда в стране не соблюдаются фундаментальные гражданские политические права.

Чернобыльский шлях, Вильнюс, 2023 год
Чернобыльский шлях, Вильнюс, 2023 год

  

Не просто цифры – судьбы людей

На данный момент в Беларуси, к сожалению, более 1 500 политических заключённых, и среди них есть экологические активисты и активистки.

До недавнего времени было известно о девяти таких экологических активистах и активистках, которые находятся непосредственно в местах лишения свободы. Один экологический активист, 0Витольд Ашурок, отбывая срок в месте лишения свободы, умер. Официальной причиной был назван сердечный приступ, однако не установлены все обстоятельства его смерти.

Два человека были судом приговорены к ограничению свободы в виде домашней химии, и три человека уже отбыли полностью свой срок и вышли на свободу.

Двоим из освободившихся был назначен срок в три года колонии: это Сергей Петрухин и Александр Кабанов. Однако после того, как Александр Кабанов, освободившись, уехал, на него было возбуждено новое уголовное дело.

Ещё недавно за решеткой был орнитолог Виктор Фенчук – не только экологический активист, но и представитель экологической организации, ранее директор природоохранной организации «Ахова птушак Бацькаўшчыны».

Виктор Фенчук
Виктор Фенчук

Также среди политических заключённых есть локальные активисты или представители региональных экологических инициатив. Они приговорены к разным срокам, от двух лет до восьми лет колонии.

 

Новый виток

После полномасштабного вторжения России в Украину в Беларуси продолжилась волна репрессий в отношении и отдельных активистов, и гражданского общества, и организаций. Но появилась такая новая форма преследования, как уголовные дела за передачу информации о перемещении российской военной техники.

Так Павел Ноздря, региональный экоактивист, был осуждён к двум годам колонии, и его обвинили якобы в содействии деятельности экстремистского формирования, которым был признан Telegram-канал.

Многие организации после ликвидации, к сожалению, прекратили свою деятельность, – констатирует экоправозащитница.

«Многие активисты и активистки были вынуждены иммигрировать, но при этом они продолжили и продолжают свою экологическую деятельность. Причём как связанную с Беларусью, находя формы взаимодействия с гражданами внутри страны, так и поднимают важные экологические вопросы в других странах, где они находятся».

К примеру, «Чернобыльский Шлях», который традиционно проходил раньше в Беларуси, сейчас проходит в иных странах, где есть беларусские диаспоры.

 

Тернистый путь к аудитории

Ещё одной из тенденций стала непосредственно блокировка СМИ, которые являются экологическими ресурсами, на территории Беларуси. Подключился к этому процессу даже Роскомнадзор, который почему-то посчитал возможным выносить предупреждение Зелёному порталу и требовать от него удалить статьи в рамках «Хроники экологических последствий войны в Украине».

Потому Зелёный портал был заблокирован и на территории Беларуси, и на территории России.

Также за последний год экстремистскими материалами признали и экологические ресурсы. Это ресурсы экологической организации «Экодом» и наш Зелёный портал.

Марина Дубина обращает внимание, что в Беларуси предусмотрена административная ответственность за хранение и распространение таких материалов.

«То есть даже если вы в у себя в социальных сетях или в telegram-канале в личной переписке, поделитесь любой статьёй с этого информационного ресурса, даже если она будет просто касаться раздельного сбора мусора или вопросов загрязнения от предприятий, это тоже будет подпадать в Беларуси под административную ответственность и человек может быть задержан и приговорён к административному аресту или на него может быть наложен штраф».

А в 2022 году «Экодом» ещё был признан экстремистским формированием по решению комитета госбезопасности. По словам экоправозащитницы, когда принимается такое решение, невозможно установить за что непосредственно та или иная организация признаётся таким формированием.

При этом содействие, участие, даже обучение в рамках данной организации уже будет попадать под уголовную ответственность. И Павел Ноздря, о котором упоминалось, именно по этой статье «содействие деятельности экстремистскому формированию» был приговорён судом к двум годам колонии.

Понятно, что такие формы продолжающихся репрессий сказываются не только на представителях и представительницах данных организаций, но и несут угрозу для всех активистов и активисток, которые хотели бы взаимодействовать с упомянутыми ресурсами. 

Чернобыльский шлях, Вильнюс, 2023 год
Чернобыльский шлях, Вильнюс, 2023 год

 

Усиление репрессий

Если ранее экологические активисты попадали под репрессии больше за свою политическую позицию, участие в акциях протеста, комментарии в социальных сетях, то в последнее время наблюдается такая негативная тенденция, когда преследуют за любые проявления активизма, в том числе, когда люди пытаются отстаивать своё право на благоприятную окружающую среду.

Марина Дубина приводит несколько примеров.

«Из последних таких кейсов: было проведено более десяти обысков у местных жителей, которые собирали подписи против расширения предприятия, которое, как они считали, будет оказывать негативное воздействие на окружающую среду.

Или директор Дома культуры вышел узнать основания вырубки деревьев, запросить документацию у лиц, вырубающих эти деревья, и он был задержан и приговорён к 15 суткам».

Такие статьи называются хулиганством или неподчинением сотрудникам органов внутренних дел. Но суть остаётся той же – это продолжение репрессий в Беларуси за политический, гражданский и экологический активизм.

 

Напиши письмо!

Как можно помогать, поддерживать заключённых экоактивистов?

На сайте «Экодома» размещается информация о том, что происходит с экологическими активистами, которые сейчас находят в местах лишения свободы.

Основное, что можно делать, это корреспонденция, но, к сожалению, на данный момент письма всё чаще не доходят в места лишения свободы. Тем не менее, как подчёркивает экоправозащитница, это тот важный инструмент, который показывает поддержку и то, что о людях не забыли.

Также очень важно распространять истории этих людей, рассказывать, чем они занимались.

«В настоящий момент в Беларуси более 1 500 политических заключённых, и не все их истории, к сожалению, известны, и потому нужно рассказывать и поддерживать те истории, которые у вас откликаются или вы считаете важными», – призывает Марина Дубина.

Есть также различные беларусские организации, такие как, например, «Байсол» или «Весна», которые помогают бывшим политическим заключённым, вышедшим на свободу, и их родственникам.

«Очень важно поддерживать и деятельность таких организаций, если это для вас безопасно; если вы не находитесь внутри Беларуси и России, то можно задонатить. Такие денежные средства помогают с оплатой передач людям, которые находятся в СИЗО или которых планируют этапировать в колонию, с помощью в оплате адвоката, потому что это очень существенные расходы для семей. А ввиду огромного количества политических заключённых не всегда все получают такую помощь, к сожалению. Поэтому важно им помогать».

Автор:
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость