11.04.2018 / 09:04

В Беларуси появилась национальная экологическая сеть – об этом объявили 13 13 марта, когда был подписан указ президента №108. Кого она спасёт и кому не поможет? Нужна ли такая сеть вообще? На вопросы отвечает эксперт из Лесной группы АПБ Андрей Абрамчук.

Утвердили экосеть, которая занимает в 2 раза больше места, чем ООПТ

Упоминая национальную экологическую сеть, обычно имеют в виду систему ценных и потому охраняемых природных территорий. Считается, что объединение их в единую систему поможет поддерживать экологическое равновесие, сохранять биологическое и ландшафтное разнообразие, а самим территориям станет проще придерживаться устойчивого развития.

Сеть, которая утверждена в марте, включает в себя 93 объекта общей площадью 3,37 миллионов гектар (16,2% территории страны). Это больше, чем площадь всех особо охраняемых природных территорий (они занимают 1,8 миллионов гектар, или 8,72% площади).

Проект указа «О схеме национальной экологической сети» был разработан ещё в 2016 году, а в феврале 2017 года он прошёл обсуждение. В предыдущей версии документа в сеть включали не 93, а 88 объектов, но доля территории страны составляла немного больше – 16,6%.

 

Нужна ли Беларуси экологическая сеть?

Чтобы разобраться, в чём же важность события, мы пообщались с Андреем Абрамчуком, председателем Лесной рабочей группы ОО «Ахова птушак Бацькаўшчыны» и членом её центрального совета.

«Безусловно, экологическа сеть нужна, – говорит он. – Невозможно успешно сохранять природу на отдельно взятом изолированном участке, как бы эффективно мы его не охраняли. Собственно говоря, и в отдельно взятой стране сохранять природу также затруднительно. Именно поэтому в Европе создают общеевропейскую экологическую сеть – Пан-Европейской экологической сети (The Pan-European Ecological Network). В основе этой сети лежат две другие сети «Натура 2000» и Изумрудная сеть. Фактически обе эти сети это ядра, к которым необходимо добавить коридоры».

 

Ядро не обязательно круглое, но обязательно связано с другим ядром

Чем же отличается экологическая сеть от существующей совокупности особо охраняемых территорий Беларуси? Ответ: своим устройством. Экосеть состоит из двух основных элементов: ядер и экологических коридоров.

Ядра – это наиболее ценные для сохранения биологического разнообразия территории, сохранившиеся в естественном или наименее нарушенном состоянии.

Экологические коридоры – территории соединяющие ядра и обеспечивающие свободное перемещение и миграцию видов. Как ядра, так и коридоры могут быть различной формы.

«Не обязательно ядра должны быть только (правильной) округлой формы, а коридоры линейной. Ключевым отличием ядер от коридоров является состояние природной среды тех или других, – говорит Андрей Абрамчук. – Например, ядром может быть часть речной долины или поймы, если она сохранилась в естественном состоянии с богатым биологическим разнообразием. Коридором же может быть лесной массив, в котором преобладают молодые леса или монокультуры, биологическое разнообразие которого невысоко, однако он обеспечивает связь с другими ценными природными территориями».

 

Некоторые коридоры – разве что для водных животных

Но, несмотря на свою площадь и наличие необходимых элементов, новая сеть просто не способна пока выполнять функции настоящей экологической сети, как считает эксперт.

«Фактически это не одна экосеть а несколько отдельных участков», – сразу говорит Андрей Абрамчук и поясняет, почему в утвержденном варианте национальная экологическая сеть Республики Беларусь является разрозненной.

Местами она состоит из нескольких полностью изолированных друг от друга участков: например, ядро N6 – это болото Званец, фрагменты сети в бассейне Западного Буга и Припяти, фрагмент сети в бассейне Немана.

Другой род связей проходит в зонах крупных городов наподобие Гомеля и Витебска, либо через узкие участки в поймах полностью трансформированных рек, таких как Цна, Мяделька, Дисна.

«Такие коридоры, как участки в районе больших городов либо поймы трансформированных рек (фактически – каналы) могут выполнять функции коридоров разве что для водных животных и то не для всех», – говорит специалист.

Как рассказывал Андрей Абрамчук в публикации в период обсуждения проекта сети год тому, её создание в Беларуси в принципе невозможно, потому что это не разрешают законы (текст на сайте «Дикая природа»).

Среди многих вариантов схемы экосети «одним из наиболее полноценных вариантов является разработанная в 2005 году Институтом зоологии НАН РБ принципиальная схема экологической сети Республики Беларусь», как пишет Андрей Абрамчук в тексте.

 

Самое важное – конкретные мероприятия: планы управления, выявление мест обитания и другие

Несмотря на общие недостатки, схема не является просто формальностью и предполагает конкретные практические мероприятия.

«Самым важным в утвержденной схеме НЭС-2018 является то, что для ряда объектов предусмотрены конкретные мероприятия, направленные на обеспечение эффективного функционирования сети, мероприятия по сохранению экосистем и видов», – подчёркивает собеседник.

Пункт 2 Указа Президента гласит: Совету Министров Республики Беларусь, областным исполнительным комитетам обеспечить реализацию мероприятий по формированию и функционированию элементов национальной экологической сети.

Кроме того, в информационной части Указа, в колонке с одноименным названием для каждого объекта НЭС приводится перечень мероприятий по формированию и функционированию элементов национальной экологической сети.

  • В соответствии с Указом дополнительно предполагается разработать Планы управления для 16 ООПТ.
  • Для более чем 50 ООПТ указывается на необходимость выявления и передаче под охрану мест обитания охраняемых видов, типичных и редких биотопов и ландшафтов.
  • Предусмотрено объявление ряда новых заказников, в том числе объявление которых ранее не предполагалось.

«Безусловно реализация данных мероприятий будет иметь гораздо больший эффект для сохранения видов и экосистем, чем просто упоминание того или иного объекта в качестве элемента экосети. Это самое важное в Указе», – считает Андрей Абрамчук.

Как пишет сайт pravo.by, будкт также «уточнены границы и установлен режим охраны и использования 13 заказников республиканского значения, объявлены 10 и преобразованы 5 заказников местного значения».

В Минприроды уточняют: охранный режим ООПТ не изменится, но, например, на территориях вне их запланировано устройство переходов для диких животных, установка специальных дорожных знаков «Дикие животные». Для свободной миграции проходных и мигрирующих рыб (угорь речной, семга, лосось, кумжа, лещ, стерлядь и др.) плотины на реках оснастят специальными рыбопропускными сооружениями.

Принесёт ли это заметные изменения в практики сохранения биоразнообразия в Беларуси? Представитель АПБ сохраняет скепсис из-за извечного вопроса материальной поддержки охраны природы.

«Беларусь бедная страна, а в таких странах нет денег на охрану природы и… на образование. Значит, специалистов – единицы, а без специалистов и денег любой Указ останется только на бумаге», – говорит он.

И предполагает: всегда остаётся возможность пригласить специалиста из-за границы, но... На это тоже нужны деньги, а значит, вопрос о том, как найти эффективные методы при минимуме затрат, по-прежнему открыт.

Автор:
Фотограф:
Христина Чернявская, Анна Волынец
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость