О том, что данный вид встречается в наших лесах очень редко, говорит то, что он занесён в список охраняемых растений Беларуси в 1964 году и в 1-е и 4-е издания Красной книги Беларуси (1981, 1993, 2006, 2015). Включён в Красную книгу СССР (1984). Охраняется в Украине, Российской Федерации, Польше, Литве и Латвии. Занесён в Приложение ΙΙ к Конвенции СИТЕС, включен в Приложение Ι к Бернской конвенции и в Приложение ΙΙ к Директиве Европейского союза о местах обитания. Относится к III категории национального природоохранного значения (VU) – уязвимый вид.
В силу своих эколого-ценотических и биологических особенностей данный вид чутко реагирует на изменение среды и, как следствие, одним из первых выпадает из состава растительных сообществ. В Беларуси находится в изолированных локалитетах европейского фрагмента ареала. Присутствует во всех областях республики, однако более крупные популяции выявлены в южной части Брестского и Припятского Полесья, что дало основание назвать эту область распространения вида «Орхидный пояс Полесья».
Род венерин башмачок стоит особняком в семействе орхидных. Следует отметить, что он является самым древним в семействе, на что указывает его широкое географическое распространение, а также некоторые морфологические особенности строения цветка. Важным признаком, свидетельствующим о принадлежности венериного башмачка к более низкоорганизованным орхидеям, является наличие в цветке двух тычинок со свободно лежащей пыльцой, у других же представителей этого семейства имеется единственная тычинка.
О башмачках сложены легенды, связанные с богиней красоты Венерой. В переводе с латинского название рода означает «башмачок Киприды» (одно из имен Венеры). Причудливую форму старинного изящного башмачка придаёт цветку сильно вздутая бледно-жёлтая, внутри с красноватыми крапинками губа. Боковые лепестки цветка длинные и слегка скрученные.
Губа является полуловушкой для насекомых-опылителей, в которой последние очень часто погибают. На дне башмачка расположены волоски, выделяющие капельки сладковатой жидкости – именно это и привлекает насекомых. В поисках лакомства они сваливаются в полость, скользя по её загнутым внутрь краям. Из губы насекомое выбирается, задевая тычинки, и пыльцевая масса прилипает к нему. Причём насекомое касается вначале рыльца, оставляя на нём пыльцу другого цветка. Так происходит перекрёстное опыление.
Цветки у башмачка одиночные или собранные по 2-3 в верхней части довольно высокого стебля. Неопыленный цветок при благоприятных условиях сохраняет свою яркость и свежесть в течение месяца.
У венерина башмачка настоящего, как и у всех орхидных, очень сложная биология развития. Заключённые в коробочках очень мелкие, но многочисленные семена потоками воздуха разносятся на большие расстояния. Из-за микроскопических размеров семя практически не обладает запасом питательных веществ, необходимых для развития зародыша. Для прорастания ему требуется наличие в почве определённых грибов-симбионтов, которые усиливают питательные вещества, возмещая тем самым недостаток их в семенах и способствуя прорастанию.
Первый лист появляется только через 4 года, а цветение наступает через 15–17 лет. Но и взрослая орхидея продолжает сохранять тесные связи со своим подземным союзником. Его постоянное покровительство становится особенно важным при резком ухудшении условий обитания. Растение теряет стебли, листья, сохраняя только подземные органы, которые долго остаются живыми, полностью существуя за счёт гриба. Может пройти целый ряд лет, пока возвращение благоприятных условий вновь позволит появиться новым надземным побегам.
Реликтовый, по происхождению евросибирский подтаёжный вид, находящийся на территории Беларуси в изолированных локалитетах европейского фрагмента ареала на территории Полесского заповедника встречается в широколиственных лесах в полутеневых условиях на богатых гумусом почвах. Проявляет характерную приуроченность к карбонатным.
Часто границей распространения этих удивительных растений являются места перехода дубрав к черноольховым насаждениям. Вообще мест, которым венерин башмачок отдаёт предпочтение, на территории заповедника не так и много. Именно наличие плакорных смешанных дубрав, в состав которых входят ясень, граб, вяз, клён, осина и ольха, является ключевым условием в распространенности этого растения.
С момента организации флористических исследований территории Полесского заповедника специалистами Института экспериментальной ботаники им. Купревича НАН Беларуси выявлено одно место произрастания вида. Работниками научного отдела экологии растительных комплексов зарегистрировано семь мест произрастания венериного башмачка – в кварталах 72, 91 Новопокровского, квартале 72 Воротецкого, кварталах 11, 9 Бабчинского лесничеств. Численность популяций в большинстве местонахождений невелика. Однако в пределах «Орхидного пояса Полесья» численность в некоторых популяциях может достигать 300 и более экземпляров.
Одним из главных путей длительного существования любых растений остаётся предельно полное сохранение фитоценоза, в котором они произрастают. Сейчас это возможно лишь в заповедниках и, в меньшей степени, в заказниках. Одной из слабых сторон их биологии является незащищённость по отношению к изменениям условий обитания.
Уменьшается или увеличивается освещённость, колеблется почвенная влажность и кислотность, происходит смена пород древесного яруса – и орхидеи незамедлительно выпадают из состава растительных сообществ. Не менее опасны для них интенсивная рекреация и другие антропогенные воздействия, уничтожающие растительность.
В настоящее время, несмотря на многочисленные природоохранные мероприятия, численность вида повсеместно сокращается. Только самое бережное отношение к этому растению может спасти его от полного исчезновения.
Неумелые попытки перенести их в сады редко заканчиваются удачно. Обычно большинство растений, насильно вырванных из природной среды, рано или поздно погибает, не оставляя потомства. Человеку нужно смириться с мыслью, что орхидеями лучше любоваться в природных условиях. К богатству растительного мира следует относиться с осторожностью, иначе последствия окажутся непоправимыми.