Все пусконаладочные работы на заводе были завершены еще 10 апреля. Но процесс принятия его в эксплуатацию затянулся. Акты приемки завода подписали Центр гигиены, энергонадзор, МЧС. Но до сих пор нет заключения Минприроды.
Как пояснил журналистам на специально созванной пресс-конференции директор предприятия Сергей Мельникович, процесс приемки завода в эксплуатацию не закончен, хотя из 38 источников выбросов в атмосферу «лишь по двум зафиксированы превышения».
«В том числе по свинцу - из расчета выпускаемой продукции 2 млн аккумуляторов в год на 124 грамма больше заявленного в проекте. То есть, вместо 3 кг было бы 3,124. Вместе с тем, законодательство позволяет нам, с учетом санитарной зоны в 500 метров и рассеивания этих выбросов, выбрасывать до 120 кг свинца в год. Но мы сознательно пошли при составлении проекта на уменьшение в сорок раз» - цитирует Мельниковича «Брестская газета».
Но факт остается фактом: приёмку брестского завода АКБ снова перенесли. И сейчас у местных активистов как никогда раньше есть надежда, что завод не запустят вовсе. Власти более года игнорировали суть протестов, но совсем недавно стали говорить о возможной опасности завода.
Так, председатель Брестского горисполкома Александр Рогачук недавно заявил, что перенос запуска завода даёт ему повод сомневаться в качестве нового производства: «На мой взгляд режим пуско-наладки значительно затянулся, что вызывает вопросы о качестве проектных работ. В процессе строительства у нас «крыть» было не чем теперь, когда завод вступил в стадию производства, есть четкий инструментарий , который позволяет посмотреть, получилось ли что-нибудь у инвестора, будет ли завод работать вообще, а если есть значительные отклонения, как его закрыть…
Что мы имеем неоднократный (трехкратный) перенос режима пуско-наладки, позицию органов экомониторинга, которые абсолютно объективны, имеем заявленные инвестором нормы выбросов . То есть, если он заявил что должно быть 3 килограмма выбросов в год, то теперь я буду просто преступником, если скажу, что все нормально, даже если будет пять килограмм, за все надо отвечать…»
Документ, который был опубликован в Сети подтверждает, что завод не вышел по некоторым точкам на заданные параметры, он подтверждает ущербность этого проекта, и вчера Минприроды подтвердило, что начинается административный процесс привлечения завода к ответственности за нарушение экологического законодательства».
Что ж, можно осторожно порадоваться тому, что чиновники, наконец, задают те же вопросы, что и неравнодушные местные жители. Только вот разумному скепсису властей предшествовали более 14 месяцев увольнений, задержаний, штрафов и даже возбуждений уголовных дел.
Как это было
22 февраля 2018 года брестские блогеры Сергей Петрухин и Александр Кабанов во время онлайн-трансляции заявили, что 25 февраля планируют выйти на главную площадь города, если строительство завода не будет немедленно прекращено. На следующий же день они были задержаны, а на суде 25 февраля получили штрафы в размере 50 базовых величин каждый.
Как оказалось, это было началом очень длинной, принципиальной и бесстрашной борьбы местных жителей за собственную безопасность.
По воскресеньям люди до сих пор собираются в центре города, чтобы «кормить голубей» - это чудесный эвфемизм прижился и «пошёл в народ». Кстати, это далеко не первый случай такого подхода к форме протестных акций в Беларуси. У нас уже были и молчаливые протесты, и хлопать в ладоши на улицы люди тоже выходили. Но то ли брестчане такие сознательные и боятся уморить голубей голодом, то ли есть какое-то ещё объяснение, но в отличие от других нестандартных протестов, этот «держится» уже больше года.
А волноваться власти стали ещё до начала массового комрления голубей. В январе 2018 прокуратура предупредила, что любые собрания для обсуждения ситуации со строительством завода будут расцениваться как несанкционированные массовые мероприятия, и за организацию и участие в них люди будут наказываться в соответствии с законодательством.
Обстановка быстро накалялась, и уже в марте юрист ОО «Экодом» Сергей Магонов заявил, что факты преследования активистов, выступающих против строительства завода, не должны оставаться незамеченными: «Фактически, это преследование людей, которые реализовывают своё право на принятие экологически значимых решений, которое гарантируется Орхусской конвенцией. Конвенция запрещает государству преследовать представителей общественности, и Комитет по исполнению будет проинформирован о печальных фактах в Бресте».
Комитет проинформировали, брестчанам это не помогло. Власти запрещали митинги под самыми разными предлогами, запугивали и задерживали активных участников, оказывали давление на журналистов и журналисток, которые освещали протесты. Врач-невролог Татьяна Фесикова, которая открыто выступила против строительства, была уволена.
Преследования были и остаются регулярными, так что в какой-то момент они перестали удивлять (но всё так же возмущают).
14 октября 2018 задержали 10 человек, выступающих против строительства завода, 11 ноября на очередной встрече на площади Ленина был задержан человек в ростовой кукле Лиса.
17 февраля 2019 задержали правозащитника Владимира Величкина, гражданского активиста Виталия Казака и одного из лидеров протеста Александра Кабанова.
Подвергались преследованиям и журналисты: 3 марта 2019 превентивно были задержаны Милана Харитонова и Алесь Левчук. В общем, задержания, связанные с проведением еженедельных встреч противниц и противников строительства завода, происходят достаточно регулярно.
Также задерживали Дмитрия Андросюка, Дмитрия Бекалюка, Олега Ермоленко, Александра Кабанова и Сергея Петрухина после сборы подписей за отставку местных властей.
В январе 2019 года к административной ответственности была привлечена жительница Брестского района Юлия Ничипорук. Что сделала женщина? Она прикрепила к снеговику листовку с надписью «Прэч атруту! Не заводу! Гаспадарыць тут народу!» и четыре стикера с надписями «Нет заводу АКБ в Бресте, свинец@жизни.нет».
Милиция посчитала, что это было несанкционированное массовое мероприятие, а суд согласился с доводами сотрудников МВД. Судья Сергей Маручек признал Юлию виновной и постановил, что она должна заплатить штраф в размере 1 базовой величины.
На Сергея Петрухина завели уголовное дело за клевету и оскорбление (он резко высказался о сотрудниках милиции и обвинил их в избиении задержанного мужчины. К слову, сам задержанный написал заявление об избиении, и проверка по данному делу пока не завершена).
В отношении Александра Кабанова возбудили уголовное дело о присвоении чужих денег (в 2017 году блогер якобы присвоил более 400 рублей, которые ему передали соседи на конкретные цели, а единственное заявление против Александра было написано спустя два года и сотрудником МВД, и сам активист утверждает, что эти деньги были оплатой его работы как председателя товарищества собственников).
2 апреля 2019 был задержан Моисей Мазько - в машине, которой управлял активист, были найдены патроны, брикет неустановленного вещества и предмет, похожий по внешним признакам на запал взрывного устройства. Против мужчины также возбудили уголовное дело.
В рамках расследования был допрошен и задержан на трое суток его сын Денис Мазько.
5 апреля сотрудники милиции пытались задержать активистку Татьяну Фесикову, но им не удалось это сделать, так как ее несовершеннолетний сын остался бы один. Пока милицонеры вместе с Татьяной ждали приезда инспекции по делам несовершеннолетних, женщине стало плохо, и вместо отдела милиции её отвезли в областную больницу, где она была госпитализирована в отделение кардиологии.
7 апреля был задержан активист Дмитрий Бекалюк.
25 апреля местных активистов судили «конвейером», 26 – «толпой».
Глобально на протестах все эти задержания не сказывались – люди продолжали выходить на улицы и, кажется, с каждым разом становились всё злее.
27 апреля Бекалюка снова задержали. Фактически он был выкраден людьми в штатском, долгое время родственники и друзья не могли узнать, где он и что с ним происходит, потому что в Ленинском РОВД отказывались признавать, что активист у них.
29 апреля был суд над гражданским активистом Владиславом Абрамовичем. Он утверждает, что милиционеры, которые выступали в качестве свидетелей на суде, лгали.
5 мая после кормления голубей был задержан Виталий Шевеленков.
В начале мая активисты стали круглосуточно дежурить около завода, чтобы отслеживать не работает ли он нелегально.
В ночь с 12 на 13 мая с территории завода выехала загруженная фура. Завод официально не введён в эксплуатацию, но при проверке инспекторами ГАИ оказалось, что на товар есть вся документация. В ТТН было написано, что это аккумуляторы с завода «АйПауэр», и что следует товар на производство аккумуляторов «Зубр Энерджи» в Пинске. В «Зубр-Энерджи» (Пинск) Зелёному порталу не смогли прокомментировать ситуацию. Номера телефонов, указанные на сайте «АйПауэр» (Брест), неактуальны. В «ПАК-управление» (1AK-GROUP, группа компаний, в которую входят и «Зубр-Энерджи», и «АйПауэр») тоже ничем не смогли помочь.
Судебный конвеер продолжился: 17 мая судили Ирину Силицкую, 20 мая - Людмилу Корчевскую, 22 мая – Александра Марачевского, 24 мая – Анатолия Ярмоленко, Павла Кескевича и Виктора Мигалюка.
В двадцатых числах мая активисты стали говорить о том, что около завода желтеет трава.
26 мая начался сбор подписей под обращением к Президенту с предложением перепрофилировать завод.
Также 26 мая прошло учредительное собрание Брестского областного экологического правозащитного общественного объединения «ЭкоБрест».
Тогда же, 26 мая рано утром был задержан активист Сергей Петрухин. Через несколько часов его отпустили.
28 мая ввод приёмка завода снова была перенесена. Работа комиссии продлена до 11 июня.
2 июня снова задержали Сергея Петрухина.
8 июня дело получило неожиданный поворот – Брестский областной комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды начал административный процесс по факту превышения выбросов.
Завтра с представителями общественности, обеспокоенными вводом завода в эксплуатацию, встретится председатель облисполкома Анатолий Лис.
Зелёный портал будет следить за развитием истории.
Важно: список событий и репрессий в этом материале не является полным.