«Покупал игрушки - и дарил на улице детям»
Свою будущую жену он встретил в Минске случайно. И называет это не иначе как судьбой. Говорит, что фигура, цвет волос или разрез глаз тут ни при чём. В какое-то мгновение тебе как будто кто-то посылает сигнал свыше, и ты понимаешь: это Она.
Экрем, который в Беларусь приехал туристом, узнал, что Елена работает в одном из столичных магазинов продавцом. Покупал там игрушки и затем раздаривал их на улице детям. Так всё у них и завертелось, рассказывает корреспондент газеты «Вечерний Брест» Антонина Хокимова.
Но поговорка «ищите женщину» в этой истории ничего не объясняет... или объясняет далеко не всё. Экрем никогда не был жертвой обстоятельств. «Если поступать, руководствуясь так называемым общепринятым мнением, становишься своего рода игрушкой. Мнения у всех разные: один так думает, другой иначе. Можно по существу жить ради других, стать несчастным человеком и в конце концов впасть в депрессию». Он всегда поступал только так, как считает нужным.
К тому времени гражданин Турции уже повидал много людей и стран: не только Европу, но и Австралию, Африку, Китай... Совершенствуя переданные бабушкой знания целителя-гомеопата, посетил Тибет. Фирма в Стамбуле медицинского профиля, где он директорствовал, приносила стабильный доход. У него была зарплата 10 тыс. долларов и квартира с видом на море.
Столь активная жизнь не могла не отразиться на семейных отношениях. Его первый ранний брак распался задолго до встречи с Еленой. Впрочем, на близких отношениях с сыном, который живет в Турции, это не сказалось.
«В Беларуси меня шокировали три вещи»
Экрем признается, что любит Беларусь. Но три вещи в первое время пребывания здесь его просто шокировали. Это довольно распространённое воровство, обман и лёгкое отношение к слову, которое дал. Рассказывает:
– Слушаю, как разговаривают два мужика. «Я вчера украл два мешка (зерна или костной муки – не уточняет. – А.Х.). – «Я тоже пытался, но не получилось». – «Ты – баран, не умеешь...»
– Я был поражён. Спрашиваю знакомого председателя колхоза: почему бы не поставить видеокамеры, чтоб прекратить воровство? На что он возразил: а где тогда взять работников? Руководитель компенсирует потери за счёт заработной платы – и всех такое положение устраивает.
История с газовым баллоном
Она хорошо иллюстрирует его отношение к некоторым абсурдным, с точки зрения здравого смысла, вещам.
В первое время Экрем с Еленой жили у родителей жены. Но семья увеличивалась, родились дочери Элиф и Мерве Ясмин. И два года назад новоиспечённый житель Сигневичей купил старый кирпичный дом с хозпостройками (что для него впоследствии оказалось важным) и приступил к ремонту. Кроме других необходимых вещей срочно понадобился газовый баллон.
«Прихожу в соответствующую службу в Берёзе (райцентр в 15 километрах от деревни) и делаю заказ», – рассказывает собеседник. «Хорошо, – говорит ответственное лицо, – через неделю или две привезём». «Но мне баллон сейчас нужен. И почему две недели? Вам что, здание для этого надо построить или вы будете изготавливать этот баллон?» В конце концов я пошутил, что узнаю его адрес и приду с кастрюлей, чтобы его жена приготовила мне еду. А затем вполне серьёзно сказал, что об этом недоразумении скоро узнают в соответствующих инстанциях. Не успел вернуться домой, как мне уже привезли газовый баллон».
Мотоблок, бензокосилка и вилы...
Экрем решил жить в стране, язык и нравы которой на первых порах знал плохо. Воровать и врать он не умеет. Стал размышлять, как прокормить семью. И пришёл к выводу, что стабильный доход приносят алкоголь и сельское хозяйство. Как верующий человек, он не хотел обслуживать порок, оставалось одно – работать на земле.
Купил одну корову, породистую. Она даёт 35-40 литров молока в сутки жирностью 5,4-5,5 %. А затем, как он выражается, это корова «купила» других. И теперь у него в подсобном хозяйстве небольшое стадо из четырёх дойных коров и трёх тёлок айрширской, джерсейской и голштино-фризской породы.
С хозяйством Экрем справляется практически самостоятельно (Елена помогает в редком случае, когда свободна от домашних дел). Два раза в день косит траву и доставляет корм коровам, которые постоянно находятся на огороженном для них участке за домом. Трава нынешним летом хорошая, и где можно косить, мужчина знает: вдоль каналов и у дорог, в лесу, у линий электропередачи, в общем, на неудобицах. Одновременно заготавливает корм и на зиму.
Физический труд мужчине в радость. И выглядит он моложе многих своих ровесников, которые предпочитают отдых в «весёлой» компании. Мускулы накачаны так, что ему, наверное, не составит труда кирпичную стену расшибить. Ещё бы, покидай вилами по 30-40 кг зелёной массы за раз! При этом материальные затраты невелики. Небольшой мотоблок, бензокосилка, вилы и доильный аппарат – всё, что требуется, кроме физической силы.
Каждые 10 дней «капают» деньги
Свежайший йогурт из холодильника, домашнее масло нежно-жёлтого цвета и мягкий белый сыр с пряными черными семечками... О таком завтраке на природе можно только мечтать.
Стадо из четырёх дойных коров – это натуральные продукты к столу и стабильные «живые деньги» в семейный бюджет. Раз в 10 дней Берёзовский сыркомбинат, закупающий молоко у населения, перечисляет деньги на банковский счёт каждому сдатчику. Суточный удой у коров постарше – 35-40 литров, у молодых – 20-25 литров. Экрем говорит, что летом в десятидневку его доход от молока составляет 4-6 млн рублей.
Молоко он выставляет в вёдрах в холодильнике, который находится на улице, и его увозят на сыркомбинат. Не совсем устраивает хозяина существующая в этом деле «коллективная ответственность». Молоко от всех деревенских коров сливается в одну ёмкость. И если вдруг выявляется наличие антибиотика – продукт возвращается всем без исключения.
Он также считает, что разные «фокусы» происходят с определением жирности. Чтобы убедиться в своей правоте, провёл эксперимент: добавил в молоко воду, а вышло, что жирность определили выше, чем обычно у чистого продукта.
Жизнь на две страны? Почему бы и нет!
В Сигневичском сельском совете Экрема Сайлыка называют «экзотическим» человеком в секторе личных подсобных хозяйств. Не только из-за его национальной принадлежности. «Предложи некоторым местным мужикам завести больше коров, услышишь: «А зачем?» Это же траву косить надо, навоз убирать, доить. А Экрем этот труд любит», – рассказывает председатель сельсовета Елена Луцкевич.
Всего на личных подворьях в деревнях сельсовета 88 дойных коров, в том числе 14 – в Сигневичах. В основном хозяева держат по 1-2 коровы и в редком случае – 3. Поголовье в целом год от года сокращается, но появляются и «новые» молокосдатчики, которые начинают понимать выгоду от содержания коров.
А каково будущее у небольшой фермы Экрема? Ведь у него, кроме сыркомбината, есть и другие покупатели. Те, кто пробовал приготовленные им масло, йогурт или сыры (в том числе очень похожий на пармезан), готовы покупать их ещё и ещё.
«Я – гражданин Турции и не исключаю в дальнейшем жизнь на две страны, что в наше время не так сложно, – говорит Экрем. – На родине сельским хозяйством занимаются мои родственники. Сообща мы могли бы создать в Беларуси большую красивую ферму с частичной переработкой молока. Но есть определённые опасения. Бизнес здесь недостаточно защищён. Могут однажды прийти несколько человек, облечённых властными полномочиями, и объявить, к примеру, что по какой-то причине коров надо пустить под нож. И ты ничего не сможешь доказать...»