«По нарушению положений Орхусской конвенции в Беларуси было заведено 31 судебное дело, однако рассмотрено только 17. По удивительному стечению обстоятельств, ни одного иска не было подано в Брестской области. То ли природоохранное законодательство тут соблюдается лучше, то ли жители более инертные», – рассказал юрист Сергей Магонов в своём докладе о судебной практике по экологическим вопросам.
Для реализации положений конвенции в республике с 2005 года работает Орхусский центр, руководитель которого Ольга Захарова поделилась основными проблемами и вопросами, которые накопились за время деятельности центра:
«Чаще всего мы встречаемся с терминологической путаницей. Например, большинство чиновников под “общественностью” подразумевают большую группу людей, а единичные обращения не берут во внимание. Но по нашим понятиям даже один человек – это уже общественность! И не важно, где он проживает: это может быть житель другой области или даже иностранный гражданин», – рассказала Ольга Леонидовна.
Корреспондент Брестского Зелёного портала не удержался задать организаторам давно волнующий многих вопрос: почему об отключении горячей воды, например, сообщают объявлениями на каждом подъезде, а об уплотнительной застройке или вырубке деревьев в твоём дворе нужно узнавать на каком-то сайте или в заштатной газете, которую большинство не выписывает?
«По формулировке нашего законодательства, подобная информация должна доноситься своевременно, адекватно и эффективно. Но на сегодняшний день в большинстве городов с экологическим информированием не сложилось такой отлаженной практики, как у ЖКХ. Надеемся, что это вопрос времени», – ответила на это Татьяна Евдасеева, начальник отдела информации и связей с общественностью Минприроды.
Напомним, что по положениям Конвенции каждый человек имеет право:
- на открытый доступ к любой экологической информации (что и где будет строиться или сноситься, состав продуктов питания и т.п.);
- участвовать в принятии экологически значимых решений (общественные слушания должны быть организованы на «нулевом» этапе, а не тогда, когда городские власти и инвестор уже связаны взаимными обязательствами и финансовыми вложениями);
- быть защищённым правосудием в этих вопросах.