В целом, ничего страшного изменения в закон не привносят. Изменения носят скорее конструктивный характер, и их принятие обусловлено сложившейся практикой применения.
Условно все изменения можно разделить на три части:
- Уточнения и исправления. Например, слово «решены» заменить словом «рассмотрены». А наиболее значимым является изменение исчисления сроков рассмотрения обращения: начинает течь со дня, следующего за днём регистрации обращения в организации, внесения замечаний и (или) предложений в книгу замечаний и предложений.
- Коллективные обращения. Теперь ответ направляется тому, кому указана «просьба направить ответ», либо лицу, первому в списке.
- Взыскание расходов с настойчивых жалобщиков. То есть организации, индивидуальные предприниматели имеют право обращаться в суд для взыскания с заявителей расходов.
Под такими расходами законодатель понимает: суммы, подлежащие выплате экспертам и другим специалистам, привлекаемым к рассмотрению обращений, почтовые расходы, затраты, связанные с выездом на место рассмотрения обращения, и другие издержки, за исключением оплаты рабочего времени работников, рассматривающих обращения. Порядок расчета расходов устанавливается Советом министров Республики Беларусь.
Такие изменения вызвали наибольшее негодование общественности и опасения, что наступил закат эпохи гласности и свободного общения с госорганами. Ведь именно туда адресовано подавляющее большинство неоднократных обращений. Однако далеко не по каждому обращению можно будет требовать возмещения понесенных расходов. Это должно быть обращение:
- систематическое (три и более раза в год);
- необоснованное;
- направляемое одним и тем же заявителем одному и тому же адресату,
- либо обращение содержит заведомо ложные сведения.
Если с систематичностью законодатель худо-бедно прояснил ситуацию, но не уточнил, как исчисляется год — с 1 января или со дня первого обращения, то понятие необоснованности осталось не раскрытым совсем. Можно предположить, что необоснованным будет обращение, на которое уже получен отрицательный ответ. Например, гражданин Х пишет: «Перенесите Беларусскую АЭС в Шкловский район». Ему отвечают: «Увы, не перенесём». А он спустя пару месяцев опять: «Перенесите же!» И так минимум три раза в год.
Под понятием «заведомо» понимается признак, указывающий, что лицу, совершающему действие, известны юридически значимые обстоятельства. Например, заведомо ложным будет сообщение в ЖЭС о том, что соседи держат в квартире незарегистрированного крокодила, хотя заявитель точно знает, что у соседей только кошка. И то, если ЖЭСу пришлось привлечь стороннего специалиста, чтобы отличить кошку от крокодила.
Есть надежда, что новые нормы заставят общественность более ответственно подходить к подготовке и направлению обращений, не рассылая спам в десяток адресов с абстрактными требованиями. Но даже если писать активно, вероятность нарваться на иск о взыскании стоимости конверта с маркой очень невысока — это надо три раза в течение года написать откровенную чушь.
Для экологических активистов такие изменения в законодательстве практически никаких последствий не принесут.
А вот что касается запросов о получении экологической информации, в юриспруденции нет единой позиции об их правовой природе. Есть практика, когда обладателей информации привлекали к ответственности за нарушение законодательства об обращениях граждан и юридических лиц, — за отсутствие ответа в месячный срок. В то же время запрос экологической информации и её предоставление регулируется Законом «Об охране окружающей среды», который устанавливает совсем другие сроки её предоставления — 10 рабочих дней либо отказа — 5 рабочих дней. Что касается основания получения экологической информации, то заявитель не обязан пояснять причины его заинтересованности. У него также есть возможность обжаловать отказ непосредственно в суде (минуя обжалование в вышестоящем органе).
Такое заявление должно содержать:
- сведения об обладателе экологической информации (наименование государственного органа или иной государственной организации, другого юридического лица, фамилия, имя, отчество должностного лица или индивидуального предпринимателя);
- сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество и место жительства гражданина, фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, его регистрационный номер и наименование регистрирующего органа, наименование и место нахождения юридического лица);
- описание запрашиваемой экологической информации, позволяющее определить её объём и состав.
Закон «Об обращениях граждан и юридических лиц» также указывает, что сфера его действия не распространяется на обращения, в отношении которых законодательными актами установлен иной порядок их подачи и рассмотрения. Поэтому, обращаясь за экологической информацией, правильным было бы подавать заявление, соответствующее требованиям закона «Об охране окружающей среды» (см. выше). А также указывать, что информация запрашивается в соответствии с Законом «Об охране окружающей среды». Это лишает возможности требовать привлечения виновного к административной ответственности, если запрос будет проигнорирован, но позволяет требовать ответа в более короткие сроки и обращаться за защитой своих прав непосредственно в суд.
При подготовке иного рода обращений (жалоб, петиций) необходимо больше внимания уделять содержанию текста, чтобы на поставленные вопросы можно было ответить либо получить аргументированный отказ, который также можно было бы обжаловать. Залогом исчерпывающего ответа служит правильно поставленный вопрос, и об этом необходимо помнить.