Чем больше люди освещают города, тем сильнее они отличаются от природных условий. Но при этом использование света не ограничено только необходимостью – всё чаще он становится средством преобразования городской среды.
История развития светодизайна началась в США. В конце 60-х годов в Чикаго была образована международная ассоциация, члены которой предлагали использовать свет не только функционально, но и для того, чтобы сделать городскую среду более эстетичной .
В конце 90-х светодизайн пришёл в Европу, и первыми странами были Великобритания и Франция, чуть позже – Северная Европа. Сейчас считается, что именно европейские страны двигают его вперёд.
В Беларуси светодизайн только развивается: ещё в 2011 году здесь не было ни рынка, ни конкурентов, считает Сергей Сизый, белорусский и российский светодизайнер, уроженец Гомеля.
Сергей Сизый занимается светодизайном с 2003 года, в 2011-м открыл студию в Беларуси и сделал проект фасадного освещения для Дворца Независимости в Минске. Сейчас он владелец студии и школы светодизайна LIDS Lighting Design Studio & School в Москве.
В интервью для Зелёного портала Сергей Сизый объясняет, что такое световое загрязнение и почему не все светодизайнеры считают его проблемой.
«Это весь свет, который уходит выше линии горизонта»
Помните ли вы, когда впервые услышали термин «световое загрязнение»?
Сложно вспомнить – это было достаточно давно. Возможно, в 2003 или 2005 году я наткнулся на термин light pollution на одном из иностранных порталов, которые пишут о светодизайне. Позже встречал информацию о световом загрязнении и в русскоязычных изданиях.
Изначально разговор шёл только о том, что это загрязнение неба светом, который уходит выше горизонта, что вроде как это проблема только того, что мы не видим звёзды, и того, что птицам сложно спать по ночам.
Я долгое время не относился к этому достаточно серьёзно – звёзды можно увидеть, выехав за город. Однако потом я узнал больше и изменил своё мнение.
Что такое световое загрязнение? К нему легко отнести любое освещение на улицах, но наверняка должна быть грань между тем, что в меру, и тем, что уже слишком.
Термин «световое загрязнение» зафиксирован как в российских, так и международных нормативных документах. Насчёт белорусских норм я не знаю, достаточно давно не работаю с ними. Но предполагаю, что и там термин должен быть.
Согласно определению, это весь свет, который уходит выше линии горизонта, неважно, использован он для чего-то полезного или попал случайно. Поэтому не совсем корректно задавать вопрос о том, что чрезмерно.
Например, освещение дорог должно попадать на дорожное полотно и не должно – в небо. То же самое касается пешеходных дорожек или фасадного освещения. С фасадами бывает сложно: их часто подсвечивают снизу вверх, и часть освещения уходит.
Причины, в основном, в неправильном проектировании, выборе светильников или оптики. Дело также может быть в монтаже и неправильной эксплуатации, когда, например, светильник сбили при мытье фасадов или покраске.
Ландшафтное освещение тоже может провоцировать световое загрязнение. Часто мы видим, как деревья подсвечены снизу вверх. Часть света уходит в небо, и особенно остро эта проблема стоит зимой, когда опадает листва.
Самая серьёзная проблема – влияние на человека
Часто ли тему светового загрязнения обсуждают в вашей сфере и в каком контексте?
Мне кажется, что активное обсуждение началось примерно с 2011 года. В каком контексте обсуждают? Очень хороший вопрос. Часто не в том, в котором это является реальной проблемой.
Как я уже говорил, первое, о чём обычно упоминают, – что излишняя освещённость не позволяет видеть ночное небо и звёзды, что в таких условиях выросло целое поколение. Да, такая проблема существует, но она наименьшая: в городе мы лишены многих вещей, которые существуют вне его.
Вторая проблема касается воздействия на флору и фауну. В этой области идут исследования, которые подтверждают: световое загрязнение может влиять на рост растений и фазы их развития в течение года или всей жизни.
Есть даже интересные фотографии, где видна разница между деревьями вдоль освещённой и неосвещённой части дороги. Они выглядят по-разному. Как правило, у деревьев вдоль освещённой части быстрее появляется листва и зреют плоды, а в конечном счёте они быстрее опадают.
Мне сложно оценить влияние на фауну, потому что я не специалист в этой области. Но предполагаю, что оно критичнее: животные, ведущие ночной образ жизни, особенно птицы, покидают слишком освещённые места. Так мы теряем биоразнообразие, например, в городских парках.
Но самая важная проблема для человека – влияние на него самого. К ней не относились серьёзно, пока не было исследований. Позже оказалось, что влияние света на человека гораздо серьёзнее, чем можно было себе представить. Движителем всего этого стало Европа, как и многих вещей в сфере экологии.
Человеку хорошо, когда светло днём и темно ночью
Почему вопрос воздействия освещения на человека серьёзнее, чем остальные? Для начала немного теории.
Искусственный и естественный свет оказывают биологическое воздействие на человека и его биоритмы, как суточные, так и сезонные. Чем больше света и чем он холоднее (то есть чем больше в спектре синяя составляющая), тем больше он воздействует на мелатонин, подавляя его выработку.
Мелатонин естественным образом повышается вечером и ночью, позволяя нам расслабиться, отдохнуть и заснуть. Его подавление может привести к обратному воздействию и может быть на руку, когда нужно сделать человека бодрее.
Но утром или вечером подавление уровня мелатонина может негативно сказаться на настройке наших биологических часов и работе биоритмов.
Второй очень важный момент – амплитуда между количеством света, которое мы получаем днём и должны получать ночью. Она влияет не только на суточные, но и на сезонные ритмы, на наше состояние и здоровье в долгосрочной перспективе. По исследованиям, которые проходят во втором десятилетии XXI века во всём мире, чем больше эта амплитуда – тем лучше.
В офисе хватает света для работы, но не жизни
Эволюционно мы привыкли к тому, что амплитуда очень высока. Днём человек всё время находился на улице, под прямым солнцем, и получал очень много света. Ведь естественная освещённость очень высока – 50 000 люкс (единица измерения освещения, рассчитывается на 1 м2 – ред). А ночью люди спали очень темных местах, где света не было в принципе, кроме луны.
Что происходит сегодня? Снизилось количество света, которое мы получаем днём, работая в офисах. Там человек получает уже не 50 000 люкс, а всего 500. Это в разы меньше.
Появился даже специальный термин «биологической слепота». Он означает, что с точки зрения выполнения своих функций 500 люкс достаточно для человека, но этого недостаточно в биологическом плане.
Вечером же города наполнены светом, который поддерживает нас бодрыми во время прогулок по городу. Но этого света быть не должно, когда мы приходим домой и ложимся спать. А он остаётся в той или иной степени.
Сейчас учёные исследуют последствия сокращения амплитуды и подозревают, что оно может спровоцировать рост количества хронических заболеваний или даже аллергических реакций, а также явлений, которые мы называем хроническим недосыпанием или хронической усталостью.
Параллельно с этим нужно решать вопросы, связанные с явлением биологические слепоты. Обычно сейчас ведутся разговоры о повышении нормы освещённости офисов, в том числе о системах освещения, которое имитирует естественный свет (они уже разработаны и потихоньку внедряются в мире).
Важно также проводить изменения образа жизни людей, чтобы они смогли проводить больше времени на улице. Скандинавские страны идут по пути уменьшения времени рабочего дня, соответственно, у человека появляется больше свободного времени.
Весь комплекс мер в совокупности мог бы исправить ситуацию, и ситуация с освещённостью стала бы более естественной для человека.
Зимой город становится светлее из-за снега
Какие неожиданные эффекты даёт освещение? Из относительно безобидных примеров – один из минских мостов возле Национальной библиотеки. Он приподнят небольшой дугой, перила подсвечены и на них живёт множество пауков. Предположу, потому что ночью у них много еды – насекомые летят на свет.
Зачастую в мегаполисах световое загрязнение такое, что в некоторых местах освещённость уже соответствует нормам. Приведу пример: Москва, зима, один из парков. Мы замерили освещённость на дорожке.
По нормам она должна быть небольшая, потому что дорожки второстепенные, – от 2 до 6 люкс. Но мы удивились: даже без включённых в парке фонарей освещённость уже соответствовало нормам исключительно из-за светового загрязнения, которое зимой становится гораздо выше. Ведь когда много снега, поверхности имеют большую отражающую способность. Это пример побочного эффекта.
Птиц можно отпугнуть от фасада сине-зелёным светом
Можно ли осветить здание так, чтобы избежать столкновения с ним птиц?
Мы однажды столкнулись с этим в своей практике. Работая над концепцией освещения для «Лахта-центра», большого высотного здания в Санкт-Петербурге и нынешнего офиса «Газпрома».
Это самое высокое здание Европы, и в техническом задании на освещение был пункт о том, что на время сезонной миграции птиц необходимо предусмотреть сценарий, чтобы отпугивать их от фасадов.
Не думаю, что это была забота о птицах, скорее о чистоте фасадов. Но дальше было примечание со ссылкой на результаты некоего исследования (которое «Газпром» заказал в Англии, я его не видел подробно). Согласно ему, отпугивать птиц от фасада можно, если в освещении преобладают синие и зелёные оттенки. Такой сценарий был разработан и он используется два раза в год именно во время миграции птиц.
Светить на нужную поверхность, а не во все стороны
Как при создании концепции светового дизайна сделать освещение комфортным для людей, максимально безопасным для животных и т.д.?
Во-первых, избежать проблем светового загрязнения можно, если проектированием занимаются специалисты. Они должны не просто иметь смежную профессию, а быть профессионалами, прошедшими соответствующее обучение.
При разработке концепции нужно обязательно учитывать необходимую освещённость, но не делать её чрезмерной только из-за того, что не нашлось другого оборудования или было лень посчитать.
Во-вторых, используя направленные виды освещения. Речь о светильниках с правильной оптикой, которые направляют свет именно на нужные поверхности. А не просто светят во все стороны, когда 90% света уходит в атмосферу.
Нужны также подходящие сценарии освещения. Например, ландшафтное освещение: летом деревья могут освещаться снизу вверх, а после опадения кроны можно уменьшить мощность или отключить освещение снизу вверх.
Всё вместе приведёт к тому, что световое загрязнение в городах будет гораздо меньше.