В Витебской области сотрудники МЧС ездят по деревням и учат сельчан, как собирать мусор и окапывать кострища. В Гродненской области «наглядным пособием» того, что может сделать неконтролируемый огонь стала сгоревшая деревня.
Но пожары количество пожаров в лесах, на полях и даже в болотах только растет. Каждый день спасатели по всей стране получают больше сотни звонков о пожарах в экосистемах, но беларусы продолжают «отжигать», не обращая внимания на ежегодное массированное информирование о вреде палов. Казалось бы, о нем говорят из каждого утюга, но сухая трава – как магнит, не спалишь – не почувствуешь себя хозяином на земле.
Какие там «костры рябин и третье сентября», когда можно начать уже в апреле и жечь по-взрослому? Создается впечатление, что в стране идет какой-то республиканский конкурс кулинаров, и задача стоит нешуточная: прожарить Беларусь до состояния welldone.
Вот только наша страна – не кусок стейка! И тут ни о какой полной или даже частичной прожарке речи идти не может. Любой пожар – это прожарка с кровью, даже если человеческий глаз этого не видит.
Пожары в экосистемах, палы травы – всегда (повторюсь – всегда!) несут за собой жертвы. Это могут быть не люди, но сгоревшие в огне косули, зайчата, ежики, это могут быть еще более невидимые нам насекомые, только проснувшиеся пчелы, едва расправившие крылья бабочки, мелкие жучки. Все те, кого мы не замечаем, или боимся, или мимолетно восхищаемся, но даже не представляем, как они важны для нашей собственной жизни.
Нет, палы не приносят никакой пользы не людям, не животным, не плодородному слою земли. Да, это десятки раз проговорили экологи, специалисты по сельскому хозяйству, спасатели. Но ни штрафы, ни запреты на посещение лесов, ни даже угроза уголовного преследования не действуют.
Отдельные граждане удивленно округляют глаза и наивно говорят: «Ну, это же сухостой! Как с ним еще?» И добавляют: «Мы следим за огнем».
Если вы не специалист, то ваше «следим» – на очень тоненького. Вот – следите, а вот – сильный порыв ветра и уже не уследили. Вот – маленький костер, а вот – дорожки пламени уже побежали в разные стороны.
Но еще чаще – один недотушенный окурок, выброшенный из окна машины. Одна искра вылетевшая из почти залитого костра. В условиях сухой погоды они очень быстро превратятся из тлеющих огоньков в масштабные пожары.
И да, мы все вроде как знаем, как справиться с огнем. Но в критической ситуации теряемся, забываем номера, по которым нужно позвонить и позвать на помощь, или переоцениваем свои силы и думаем, что обойдемся ведерком воды или песка, что все не так сложно. А нередко и вовсе проезжаем мимо горящего поля, надеясь, что спасатели уже в курсе. Или что ничего дурного не случится.
Давайте исходить из того, что любой пожар – опасность, которую нужно как можно быстрее устранить. Из того, что спасатели не в курсе и их обязательно нужно набрать. Из того, что огонь в сухую погоду появляется практически «из ничего», потому никаких окурков, никаких детских экспериментов со спичками или зеркальцем. Из того, что любой костер во дворе, или любые шашлыки на мангале – обязательно вдали от строения, обязательно с ведром воды под рукой, обязательно под присмотром взрослых и только взрослых.
Давайте прекратим «прожаривать» Беларусь, как бы нам ни хотелось избавиться от сухостоя или провести время с мангалом на природе.
Давайте аккуратней и нежнее с тем, что имеем. В последнее время мы, кажется, все прочувствовали, каким хрупким может быть этот природный баланс, этот негласный договор между человеком и окружающим его миром. Как сложно и не однозначно все устроено.
И давайте скажем «спасибо» спасателям, как говорим сегодня «спасибо» врачам. И те, и другие борются за наши жизни и наше здоровье каждый день. И одним, и вторым мы можем помочь, просто оставаясь дома.
Тем более что карта запрета на посещение лесов в Беларуси растет день ото дня. И все это – не блажь, и не очередной виток инфодемии. Это наша с вами ответственность за тот дом, в котором мы все живем.