— Спасибо небу, спасибо земле за всё, что есть у нас на столе, — группа людей сидела в беседке, взявшись за руки, и напевала простые слова. — И пусть у всех людей на земле будет еда на столе!
Благодарность земле за плодородие в такой форме встретишь не часто. Но, глядя на накрытый стол, собравшихся вполне можно понять. Ароматы ужина вызывают лёгкие, но постоянно ускользающие ассоциации: вроде бы и знакомые запахи, но чужеродные нотки сбивают с толку. Впрочем, состав рецепта неподготовленному человеку мало чем поможет, а вот абстрактная любительница покухарить может глубоко задуматься. Только натуральные компоненты: цельнозерновой хлеб на закваске с пастой из сныти, кедровых орехов, сметаны и сыра. Картофель с сыродавленным подсолнечным маслом, тёртым хреном, луком и морковкой. Зелёный коктейль из мокрицы, сныти, яблока, банана, апельсина и клубники…
Если к необычным блюдам добавить место проведения — Поселение родовых поместий «Звон-Гора», то всё происходящее приобретает более понятный оттенок, который окончательно фиксируется мероприятием, в рамках которого и собран такой цветастый стол. В субботу, 4 июля, Сергей Бурнин, травных дел мастер из Горного Алтая, провёл часть семинара, посвящённую рациональному питанию и съедобным дикорастущим растениям.
Готовили ужин общими силами и целыми семьями. Выкроив минутку, говорим с мастером о главной теме семинара.
Первое, что отметил Сергей, — в Беларуси очень развито сельское хозяйство, все свободные пространства засеяны. Это приводит как к отсутствию больших диких лугов, на которых произрастают травы, так и к «усталости» почвы от постоянного интенсивного использования. Поэтому разнообразие трав у нас меньше, чем могло бы быть при наших природных условиях. Впрочем, того, что есть вполне достаточно, поэтому Сергей дал несколько советов о том, где лучше собирать полезные травы.
— Экологические правила сбора таковы: собирать травы нужно дальше 100 км от городов с населением более 1 млн человек, в нашем случае — от Минска. От других городов можно поближе, в зависимости от концентрации промышленности, и не ближе 10 км от автострады, магистрали, т.е. дороги с интенсивным движением. От местных дорог лучше отойти на километр. А вот на лесных или заброшенных тропах собирать можно и подорожник, и травы, — говорит мастер.
— Что же полезного можно собрать в нашей стране?
— Две группы трав: первая — это так называемые «сорняки» — то, что растёт вокруг деревень и просто под ногами. Это сильные травы, которые сами пришли исцелять людей: спорыш, мокрица, одуванчик. Сныть (есть во всех странах) — самое питательное растение, сильно недооценено. Пырей — самый страшный сорняк и самый сильный лекарь. Эти растения в различных сочетаниях полезны и съедобны, из них можно делать чай.
— Если пырей так незаслуженно забыт, что из него можно получить?
— В основном используется корень растения. Эти белые проволочки, которые садоводы страшно не любят и стараются сжигать, хотя делать этого не нужно. Мы их собираем, высушиваем и перемалываем. Получается вкусная, питательная и целебная мука, которая добавляется в хлеб и лепешки. Помогает от множества болезней и имеет прозвище «сороканедужник».
Далее идут лесные растения: таволга, тысячелистник — вездесущий и самый целительный из общеизвестных, гравилат — вкусное и полезное съедобное растение, дягиль (дудник) и, конечно же, иван-чай.
По мнению Сергея, иван-чай — самое распространённое, легко находимое и полезное растение для любого беларуса. Чем он так хорош?
— Во-первых, из него получается очень вкусный, полезный и ароматный чай. До того как на наши земли завезли заморские сорта, иван-чай был основным чаем. Имеет успокаивающее, тонизирующее действие, хорошо влияет на желудок и сердце. Имеет противоопухолевые, антивоспалительные, ранозаживляющие свойства. Работает как легкий антисептик.
Из иван-чая можно готовить первые и вторые блюда, добавлять в салаты, из корней выходит замечательная мука, хлеб из которой целебен и полезен. Ржаные сухари, наполовину из иван-чая, практически не портятся: могут лежать годами.
Есть в наших лесах и опасные травы. Наибольшим коварством обладает багульник.
— Травы могут быть опасными и ядовитыми. Последних я у вас не обнаружил. Может, они и есть, но весьма редки. Багульник не ядовит, но его запах токсичен. Из него получается замечательный чай, но запах его цветов опасен: он вызывает удушье. Поэтому не стоит собирать его в одном месте в больших количествах.
— А как же наш любимый борщевик?
— Борщевик — это мировая напасть. У нас в России его тоже много, но я не испытываю большой тревоги по этому поводу. Борщевик приходит, чтобы затягивать раны земли. Приходит туда, где земля была истерзана. На чистых, хороших, нетронутых лугах он никогда не появится: дикорастущие травы не дадут ему вырасти. Это растение — индикатор неправильного отношения к земле. Если к ней относиться с любовью, то на ней таких «ужастиков» не появляется.
У мастера трав есть, что сказать про впечатления от Беларуси в плане природы, сравнив с Россией:
— В первую очередь бросается в глаза чистота городов, например, Минска. Много зелени. Впервые увидел такое чистое небо в большом городе. Над российскими мегаполисами стоит жёлтый смог. Что касается природы, то в ваших лесах тоже попадаются бутылки. Но если у вас на единицу площади будет одна бутылка, то у нас — десять. А в целом гораздо чище, ухоженнее. Чувствуется большая забота о земле.
Наш семинар проходил в Поселении родовых поместий. Было любопытно узнать: а если населённый пункт отрезать от цивилизации, сможет ли человек питаться только травами, что растут в лесу?
— Да, только не травами, а дикоросами. Сюда войдут также орехи, грибы. Травы в этом случае выступают как добавки, регулируют деятельность организма и обеспечивают иммунитет.
В субботний день мы вышли на природу, где с помощью мастера легко удостоверились, что в обычном беларусском лесу растёт множество трав на все случаи жизни.
Группа из 18 человек одолела в знойный день по лесу несколько километров, внимательно слушая лекцию, записывая и фотографируя растения. По мере наполнения травяных мешочков, участники наглядно убедились: пройдя по самой обычной лесной дороге 10-20 метров, можно найти как множество трав для разных чайных сборов, так и для лечения десятка различных заболеваний. Хотя сам Сергей не жалует практику лечения травами. Его путь — сильный иммунитет и профилактика. Можно проявить скептицизм по этому вопросу, но оснований не доверять мастеру нет. Живя в сложных горных условиях, он за всю жизнь не выпил ни одной таблетки. А во время возвращения из леса, убедившись, что все на месте, в 32-градусную жару обогнал разомлевшую группу и успел искупаться в пруду, пока первые участники подошли к посёлку.
Что бы посоветовал Сергей тем, кто хотел бы начать общаться с травами на «ты», но не знает, с чего начать?
— Можно сходить на семинар, подобный нашему, либо съездить на фестиваль типа «Дитя Природы» (проходит под Питером в первые недели июля). Там бывает много народа с Беларуси. Эти мероприятия не направлены на глубокие практики. Они помогают просто сориентироваться, научится различать растения. Мы проводим там ботанические экскурсии даже с детьми.
После ужина началось еще одно интересное действо — дегустация алтайских чаев.
Текст не может передать запах и вкус. Но даже не зная этих слов, ассоциативный ряд выстроится, если просто прочитать названия: бежин луг, беловодье-таежный, беловодье-первоцветы, хвойный еловый, кедровый, пихтовый; иван-чай высокогорный, земляничный... Вкус у такого чая может быть совершенно необычным, поначалу даже непонятно: нравится аромат или нет. Но возникает другое ощущение. Мимолетное, как ускользающий утренний сон. Что-то далёкое, но знакомое, упорно не желающее так просто принять форму слов…
Пока Сергей отвечал на десятки вопросов касательно секретов чайного мастерства, в беседке была развернута ярмарка.
Натуральные дезодоранты, самодельное мыло из растительных масел, травы, лекарственные сборы, приправы, пастила, традиционная одежда и украшения.
Малые дети, подражая взрослым, устроили свою мини-ярмарку.
Аутентичную одежду можно было не просто примерить, а окунуться с ней в ржаное поле, которое начинается сразу за беседкой.
Ароматный травный вечер тихо угасал, решив напоследок подарить приезжему кое-что, совершенно очевидное для любого жителя Звон-Горы. Ответ на вопрос, который большинство даже не подумает задать.
Глядя на бегающих светловолосых детей, кормящую младенца маму, девушку в льняном платье в поле, кучки трав на столе и домашний хлеб, закат и излучину Западной Двины, возникает странное ощущение прикосновения к чему-то полузабытому, но всегда ждущему тебя. Большое, спокойное, постоянное и доброе. Как будто ты все это уже где-то видел, слышал, вдыхал, но никак не можешь вспомнить: где?
Растворившись в жарком закате, с лёгким освежающим ветерком, шумом колосьев и маленькой чашкой земляничного чая, приходит и осознание. Всё это видел не ты, а сотни поколений твоих предков. На миг оставив свои дела, точно так же смотрели на этот закат, оставив крупицу памяти о нём где-то в генетическом коде, который есть в каждом из нас.
Если убрать смартфон из кармана, камеру, городскую суету, наполнить воздух этими странно знакомыми ароматами трав, успокоить взгляд в оранжевой дали с лесами и неспешной рекой, что-то щелкнет в душе, и ты поймёшь: вокруг тебя материнская основа существования твоего вида. Генетическая память предков, уходящая на сотни и тысячи лет назад. У них было это же поле, река, иван-чай, очаг, бегающие дети и кормящая мать. Простой круг жизни, который мы покинули. Ради чего? Возможно, миллионы из нас в больших бетонных городах просто заблудились?
У всех будет свой вопрос. Но каждому будет один ответ.
Всегда можно вернуться. Никто не будет чужим. Потому что нельзя быть чужим в своём доме.