То, что сейчас происходит на Земле в плане вымирания видов – не что-то принципиально новое для планеты. Впервые такое случилось ещё 443 миллиона лет назад, когда из-за ледникового периода уровень моря упал на 100 метров, и из-за этого исчезли 60-70 % заметных тогда океанических видов. Но все предыдущие вымирания были следствием естественных природных процессов, а нынешнее – шестое – имеет очень сильный антропогенный фактор.
Что вообще происходит?
В 2019 году в докладе ООН было заявлено, что миллион видов животных и растений находятся на грани исчезновения. Можно, конечно, глобально надеяться на теорию Дарвина и верить, что разрушение сейчас необходимо для будущего развития.
Но значит ли это, что массовое вымирание – это нормальный процесс, которому никак не стоит противостоять? Нет, не значит.
Во-первых, речь идёт не о торможении естественного природного процесса, а о том, что люди изначально этот процесс очень ускорили. Полной остановки никто и не ожидает – нужно хотя бы уменьшить избыточную скорость, приданную человеком. В этом исследовании учёные показали, что из-за человеческой деятельности вымирание видов в 20 веке ускорилось в сто раз в сравнении с естественным уровнем.
Во-вторых, теория Дарвина – не аксиома. Исследование, опубликованное в журнале Nature в 2020 году, показало, что эволюционные паттерны, выявленные с помощью машинного обучения, выглядят не так, как их принято описывать. Один из авторов исследования доктор Николас Гуттенберг заявил, что экосистемы динамичны, и природе необязательно разрушать, чтобы создать что-то новое.
По мнению авторов доклада ООН, приблизительно четверть видов животных и растений находятся под угрозой. При этом есть большие проблемы с пониманием трендов в сфере экологии насекомых. Хотя есть данные, что масса насекомых в мире сократилась на 75 % с 1990 по 2019 год. И это цепочка, звенья которой неразрывно связаны друг с другом: нет пчёл – нет опыления, нет опыления – нет урожая. В Европе от пчёл зависит до 80 % коммерческих насаждений. Мы без этих насекомых долго не протянем.
Также стоит помнить, что вымирание видов неравномерно. Согласно этому исследованию, до 2100 года вымрет 99,9 % видов тех животных, которые сейчас находятся на грани исчезновения, и 67% уязвимых видов.
Первыми исчезнут крупные животные вроде носорогов и слонов, а вот мелких животных вроде крыс станет больше. Они неприхотливы в отношении еды и легко приспосабливаются к новым условиям.
Но в чём вина людей?
Главное отличие нынешнего массового вымирания видов от предыдущих – это роль человека. Как бы банально это ни звучало, но мы опухоль на теле планеты Земля.
Первая проблема в том, что нас слишком много. Население Земли растёт всё быстрее, а это значит, надо больше места для жизни и больше территорий для сельского хозяйства. Естественно, растёт количество отходов, и мусор занимает всё больше территорий. Из-за этого места обитания животных и растений становятся меньше и хуже.
Вторая – в том, что мы наглые. Мы совершенно не стесняемся расширять территории под свои нужды. По данным IPBES, из-за людей изменился облик 75% суши, а ещё мы так или иначе повлияли на 40% водного пространства. За последние 50 лет мы удвоили количество ежегодно добываемых ресурсов – и возобновляемых, и тех, которые невозможно восполнить.
Третья – в том, что у нас жутчайшее социальное расслоение на глобальном уровне. Оно становится одной из причин экологической катастрофы, которая, в свою очередь, ведёт к ещё большему расслоению. Люди используют старые неэкологичные технологии не потому что глупые, а потому что бедные.
Четвёртая – в том, что мы живём в настоящем культе потребления. Так называемая «медленная мода» – это, будем откровенными, довольно маргинальный тренд, который совсем не популярен у широких масс.
Широкие массы покупают майки за два доллара и джинсы за десять, потому что одежды должно быть много, и она должна соответствовать последним новинкам. А большое количество качественной дорогой одежды многие из нас не могут себе позволить. Снова же, потому что бедные, а не потому что глупые. Винить в культе потребления стоит всё-таки не рядовых покупателей, а корпорации и соответствующие лобби в правительствах.
И что будет дальше?
Увы, здесь не будет ободряющего вывода о том, что мы вот-вот всё исправим. Не исправим.
Что касается выживания нас как вида, мнения аналитиков расходятся, и я не буду манипулировать и запугивать вас тем, что мы все скоро умрём. Но наша жизнь во многих аспектах будет становиться менее комфортной, потому что очень многие продукты и услуги будут дорожать.
Дешёвым может быть только то, чего много, а массовые вымирание видов значит, что всего будет становиться меньше. Меньше еды, меньше материалов для одежды, мебели и строительных материалов. Будут расти наши расходы на ежедневные потребности, а это значит, на условные путешествия и крупные покупки денег будет ещё меньше. Природный туризм будет угасать, потому что после массового исчезновения животных и растений люди перестанут ездить в определённые места.
Мир очень сильно поменяется, и нам придётся как-то к этому привыкать. Впрочем, пандемия коронавируса уже сильно атомизировала человечество. И вряд ли когда-то всё станет по-прежнему.