13.12.2021 / 10:12

Этим летом в Минске на площадке «Двор», что находится на Кальварийской 21, был установлен первый городской вермикомпостер. На протяжении двух лет инициатива ЕжыВежа усердно работала над воплощением своего проекта. Теперь они приостанавливают свою деятельность. Зеленый портал поговорил с основательницей инициативы Натальей Пашко, чтобы узнать о дальнейших планах. 

 

Мы взяли тайм-аут

— Спустя два года усердной работы и успешной реализации проекта по установке уличного компостера вы приостанавливаете вашу деятельность. Почему так вышло?

— Психологически довольно сильно повлияли последние год-полтора. В частности, закрытие дружественных нам экологических организаций. Последней каплей стала ликвидация Некст Стоп - Нью Лайф, в которой состояла я, и частью которой была инициатива ЕжыВежа. И эта ситуация совпала с эмоциональным выгоранием меня как активиста. Пока мы взяли тайм-аут, и чем он закончится, не знаем.

— Могли бы вы рассказать о наиболее ярких моментах, которые у вас случались на протяжении вашей деятельности и работы над проектом?

Это мой первый проект и первый опыт реализации чего-то с нуля, чего я ранее никогда не делала. Стартом для меня стало участие в SocialWeekend. Тогда мы вышли в финал, выиграли, получили грант и поддержку. 

Другой момент когда я впервые увидела завершенную конструкцию нашего компостера. Довольно долгое время, первые полтора года нашей инициативы, все это было в голове, на бумаге. Когда мы подходили к финишной прямой и заканчивали строительство вермикомпостера, я приехала, чтобы принять конструкцию. И это произвело сильное впечатление, когда ты видишь, что продукт твоей умственной деятельности стал физическим объектом. И уже все, нужно идти дальше, нужно его устанавливать и экспериментировать, и так далее.

А последним шагом была сама установка, само мероприятие, когда пришло много людей.

Бывали ли периоды, когда все шло из рук вон плохо и хотелось все бросить?

Да. Я боялась эксплуатации компостера, установки и работы с ним. Но это был самый простой период за все два года инициативы. После установки мы увидели, что идея сработала. Мы получили рабочую концепцию и работающую конструкцию вермикомпостера в городе и, за исключением мелких проблем, сложностей не возникало.

Самое сложное было именно найти архитектора, который помог бы нам начертить, сделать компостер привлекательным для горожан. Потом начались поиски человека, который сможет построить такую конструкцию. Затем надолго затянулось строительство. И каждый из этих этапов тянулся намного дольше, чем я изначально планировала. Вот такие периоды поиска решений и были самые сложные, хотелось все бросить.

Считаете ли вы, что ваш проект достиг своей цели? Есть ли ощущение, что некоторые вещи можно было бы сделать по-другому?

Ощущение есть, я об этом писала в посте в Instagram. Мне кажется, я еще не видела человека, у которого не было такого ощущения по завершении проекта. Конструкция работает. И как минимум теплый сезон (весна-осень) компостер может работать без запаха, не привлекая мух и других насекомых. Это было одним из наших достижений. Мы показали, что вермикомпостер не будет пахнуть, не будет создавать антисанитарные условия. И это может быть эстетично.

Однако Наталья считает, что не в полной мере была выполнена задача:  привлечь больше внимания и больше активности со стороны бизнеса и организаций.

Получилось, что в основном с компостером взаимодействовали и собирали отходы мы: я и наши волонтеры. Но проблема была в сроках реализации проекта. Мы хотели подойти к этому вопросу аккуратно. И поскольку лично для меня это был первый опыт взаимодействия с такой большой конструкцией, я хотела начать с небольшого количества отходов, поток которых можно контролировать. Поэтому процесс немного затянулся, и по сути мы не успели за эти шесть месяцев организовать сбор у других арендаторов.

К вопросу о том, что бы я сделала по-другому. Я бы изначально построила сильную команду. Помимо того, что ситуация с активистами и закрытием организации сыграла свою роль, и мы вынуждены были приостановить свою деятельность, еще сказалась моя личная усталость и эмоциональное выгорание. Это произошло из-за того, что большая часть работы ложилась на меня. Нужно было заранее создать сильную команду, которая могла бы меня поддержать, где-то взять на себя часть работы. И это то, что я в будущем буду делать иначе: сначала найду людей, которые бы имели такую же мотивацию и так же горели идеей и могли помогать. И хотя была помощь и поддержка от ребят из «Некст Стоп - Нью Лайф» и других организаций, каждодневная рутина ложилась на меня. Одному человеку довольно сложно создавать инициативу и вести проект.

Хотели бы вы продолжить вашу экологическую деятельность, если появится возможность.

Да. Я не ухожу из активизма, я думаю это со мной еще очень надолго. В ближайшее время я планирую еще поучиться, потому что до этого много лет я была активисткой и волонтером без экологического образования. Сейчас хочется углубиться более профессионально в эту сферу, поучиться и вернуться уже специалистом в этой области. А с чем буду работать, пока не знаю.

 

Как сложилась дальнейшая судьба компостера?

По словам Натальи, вермикомпостер уже нашел новых хозяев. Он отправился в городской посёлок в Гомельской области — в Корму. В октябре Наталья по приглашению от фонда Интеракция провела там лекцию, рассказала, что такое вермикомпостирование, как оно может помочь экологии, и почему компостеры должны быть у каждого.

Мы сейчас реализуем проект «Соглашение мэров для локализации ЦУР в городах Беларуси» при содействии Программы поддержки Беларуси (ППБ) в рамках Дней Энергии. В октябре-ноябре мы проводили ряд мероприятий, повышающих осведомленность местных жителей об изменении климата, — комментирует Дарья Степнова, менеджер проекта.

Решили также осветить проблему пищевых отходов. Связались с Натальей. Второго октября она поехала в Корму, где провела лекцию «Вермикомпостирование с нуля».

Буквально через несколько дней после того, как Наталья провела лекцию, несколько районных школ и организаций в Корме приобрели вермифермы.

Это произвело на меня большое впечатление, потому что такой отдачи и такой результативности, продуктивности и заинтересованности я не видела давно, — отмечает Наталья.

Нам написали из Кормы с просьбой помочь приобрести вермикомпостер, и мы посоветовали принять участие в конкурсе Натальи, — говорит Дарья Степнова.

На конкурс пришло около десяти заявок. Среди них были заявки из школ Минска, Могилева, других городов и районов, а также несколько заявок из Кормы – и одна из них победила.

Далее компостер предстояло доставить из Минска в Корму. Фонд Интеракция обратился за помощью в «Программу поддержки Беларуси» (ППБ) и они согласились оплатить транспортные расходы, а также печать раздаточных материалов.

27 ноября вермикомпостер отправился в новый дом. В итоге его разместили у редакции местной газеты, которая делит территорию со школой и детским садом. Поэтому дети также смогут ухаживать за ним. Сейчас в Корме обустраивают отдельное пространство для обучающего центра, где будут организовывать экскурсии для детей и знакомить их с вермикомпостированием.

Автор:
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость