Брестский Зелёный портал побывал в гостях у молодой семьи, отмечающей 14 февраля 2018 года третью годовщину свадьбы.
Александра и Алексей познакомились в «Одноклассниках», когда обоим было по 21 году. Молодые люди сразу выяснили, что у них много общих интересов: любят везде ездить на велосипеде, а самое главное, оба «болеют» лошадьми ещё с детства.
Когда Саша училась в школе, им показали фильм про лошадей. В этот момент что-то у неё внутри будто перевернулось, щёлкнуло. Девочка «загорелась» лошадьми и начала посещать Брестский ЦОР по конному спорту. Появилась мечта: завести свою собственную лошадку…
«Однажды я спросила у Лёши, чего он вообще в жизни хочет добиться, какие у него цели, – вспоминает Ирина Захарова, мама Алексея. – Он отвечает: «Я буду работать, дом построю, а потом когда-нибудь случится такое счастье, что я куплю себе лошадь!» Я говорю: «Может не надо ждать всю жизнь, а то потом окажется, что лошадь тебе и не нужна была вовсе?»
У нас уже были собака и кот, а теперь вот лошадку ему подавай. Обсудила это с мужем, тот решил: «Если ему не хватает такого счастья, давай отправим его в ЦОР, пусть там поработает». Устроили Лёшу конюхом, навоз грести.
Думали, насмотрится там на лошадей, наработается и успокоится. Где там! Наш избалованный мальчик вставал в 6 утра. Зима, мороз -17, а он едет на велике на конюшню, убирает навоз, домой возвращается вконец уставший, но счастливый».
Алексей проработал три месяца, даже жил какое-то время у бабушки, чтобы ближе было добираться до конюшни. Научился убирать за лошадьми, кормить, чистить, гулять, седлать…
Через год после знакомства Саша и Алексей поженились. На свадебные «каравайные» деньги единогласно и безоговорочно постановили купить лошадь.
После долгих поисков услышали, что в деревне Каменюки распродают лошадей с частной конюшни. Договорились о покупке Айрис, годовалой кобылки кабардино-латвийской породы. Собрались всей большой семьёй (кроме Алексея, у Ирины с мужем ещё трое детей) и построили во дворе сарай для лошадей.
Всем запомнилось, какой маленькой и испуганной выглядела Айрис, когда её привезли. Понемногу лошадь стала привыкать к новому дому, освоилась. На следующий год её начали потихоньку объезжать и тренировать.
«Она нам сама и намекнула, что пора уже... – делится Ирина Захарова. – Айрис очень хорошо идёт на контакт – подойдёт, толкнёт тихонько, мол, ты чего на меня внимания не обращаешь. К ней все относились, как к домашнему питомцу – кошке или собаке.
Однажды ходила по огороду рядом со мной и так уж ластиться начала, я на неё руку положила – она прижимается и смотрит, будто просит: «Залезь на меня!» Я позвала свою младшую дочку, семилетнюю Маришу, объяснила, куда и как прыгать если что. Положили подушку вместо седла, посадили Маришку, смотрим – всё хорошо, везёт лошадка!»
Соседи стали приносить для Айрис сухари, яблоки, траву, скошенную с газона. Знакомые частенько приезжали целыми семьями – покататься или просто посмотреть, погладить.
На дни рождения к друзьям ребята теперь приходили с лошадью – и себе в удовольствие и гостям в радость. Правда, выпить и «сесть за руль», то есть в седло, не получается: Айрис сразу понимает, если наездник пьян, и не хочет идти, может даже попытаться скинуть.
Алексей пробовал ездить на лошади по городу – то к тёще на Граевку, то на работу. Прохожие с удивлением улыбались, а сотрудники правоохранительных органов даже в шутку предложили ему попробовать себя в роли конной милиции. Бабушки крестились: «Господи, раньше даже свататься нельзя было парню, если во дворе у него коня нет, совсем нищим считался. А сейчас диво, что у хлопца дома лошадь есть, мы будто в молодость вернулись!»
Однажды Саша и Алексей совершили запомнившийся обоим 14-часовой поход из Жабинки в Брест. Надо было забрать Айрис, которую отвозили туда на неделю для тренировок, а микроавтобус, который обычно использовали для транспортировки, оказался занят.
Ирина предложила ребятам: «Слабо из Жабинки пешком дойти?» Навигатор показал предполагаемое время в пути – 12 часов. Через 10 минут Ткачёвы вышли из дома. До Жабинки доехали на поезде, забрали лошадь и пошли по навигатору: один ехал верхом, второй шагал рядом, потом менялись. В час дня вышли, в полтретьего ночи вернулись. После такого путешествия болели все мышцы, но оба были довольные и счастливые.
Через полтора года Ткачёвы накопили на вторую лошадь – сколько могли, откладывали с зарплаты, до необходимой суммы добавили «декретные», полученные к рождению младшей дочки.
«В один прекрасный вечер я собрал родителей за чаем и говорю: завтра привезут вторую лошадь, – рассказывает Алексей. – Папа был в шоке. Повернулся к маме, говорит: ты знала?!..»
С частной конюшни в Бобруйске привезли мохнатенькую четырёхмесячную Мэйвис ганноверской породы. Мягкая и уравновешенная Айрис вдруг заревновала и взбунтовалась: начала кусаться, не давала на себе ездить, однажды даже стену сарая выломала. А малышка Мэйвис сразу потянулась к ней, как к маме…
Хозяева, как могли, показывали лошадям, что они на равных, что обеих любят и заботятся о них одинаково. Выводили вместе в поле, чтобы они привыкали друг к дружке. Сейчас Айрис и Мэйвис неразлучны: одну уводишь, вторая волнуется, начинает искать, ржать: «Меня забыли!»
«Есть ощутимая разница между лошадью, воспитанной в домашних условиях, и животным из общей конюшни, – говорит Александра Ткачёва, хозяйка лошадей. – Это совсем другое воспитание, другой подход.
Для нас Мэйвис и Айрис – члены семьи. Они знают, что их здесь всегда любят, и отвечают взаимностью. Если у тебя плохое настроение, садишься на лошадь, едешь в поле – возвращаешься уже совсем с другими эмоциями».
Как-то раз Ирина с мужем предложили молодым: «А давайте мы купим вам квартиру!» По её словам, Саша и Алексей прямо на глазах сникли и «завяли», а потом решительно заявили: «Не надо, мы вообще не знаем, что там делать, в квартире…Будем свой дом строить».
Сейчас Александра находится в декретном отпуске – с двумя детьми и двумя лошадьми. Старшая, двухлетняя Полина, уже сейчас просится к лошадкам, подолгу смотрит на них. Младшей дочке, Иришке, пока только 7 месяцев. Как только дети немного подрастут, семья приступит к воплощению своих планов.
У Алексея есть участок земли в Каменецком районе, они с Сашей хотят сделать там агроусадьбу с конюшней на 10 лошадей и зооуголком с павлинами и курами.
«В этом году наша квочка не вывела ни одного птенца, дети решили, что она сильно из-за этого депрессирует и купили ей 5 цыплят, – смеётся Ирина. – У нас дома живёт гламурная кошка Кьяра, хотим завести собаку. Наша овчарка умерла, прожив с нами 17 лет, понимаем, что чего-то очень не хватает.
Кстати, оказывается, овчарка в содержании будет подороже, чем лошадь. Лошади надо килограмм овса в день и охапку сена. Мешка овса хватает почти на месяц.
Если дети куда-то уезжают, я всегда могу их подстраховать – и накормить лошадей, и выгулять. Единственное, что во всей этой затее не нравится моему мужу, это то, что на месте сарая у него по плану должна была быть баня. Но ничего, построят себе дети дом, переберутся туда, тогда и будет у нас баня…»
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Возвращение к истокам: как лошади помогают людям