Весна – время птичьих миграций и речных разливов. Весеннее половодье в Беларуси чаще всего ассоциируется с Полесьем.
Разливы Припяти в некоторых местах достигают десятки километров, поражают своим масштабом воображение людей и создают особые условия для жизни природы. Одним из удивительных природных объектов, порождённых речными разливами, являются пойменные леса.
Сила воды
Пойменные леса формировались тысячи лет в условиях периодических затоплений во время весенних паводков, летних дождей и непрерывного протекания русловых процессов. Столетиями река перемещала песок, глину, камни, стволы деревьев. Потоки воды размывают берега и создают обрывы, а в местах с тихим течением образуют песчаные пляжи.
Вода приносит органические и минеральные вещества, и почва в пойме становится очень плодородной. Берега рек покрывает растительность, образуются прибрежные леса.
Прибрежные леса являются экотонами – переходными между водными и наземными экосистемами. На этих территориях создаются условия для существования видов растений и животных, жизнедеятельность которых связана и с лесом, и с водой.
Вдоль рек образуются наполненные жизнью природные «коридоры». Какой лес возникнет на берегу реки, зависит от множества фактов и условий конкретной речной поймы. Режимы весеннего половодья и характера затоплений в течение года, проницаемость почвы для влаги в летний период, плодородие почвы, температура воздуха в течение года и другие условия создают в пойме типы леса, характерные только для конкретной реки.
В Беларуси сформировались два основных типа пойменных лесов – пойменные дубравы и черноольшаники. В поймах произрастают также ясенники, ивняки и сосновые леса. Примерно третью часть пойменных лесов составляют дубравы.
Они произрастают в поймах Днепра, Припяти, Сожа, Березина, Немана, Ясельды и др. Основные и наиболее знаменитые массивы пойменных дубрав расположены в «Полесской Амазонке» – пойме Припяти и её притоков.
Они встречаются в виде отдельных небольших участков и сплошных массивов. Пойменные дубравы образуют уникальные ландшафты и являются природным хранилищем большого фонда флоры и фауны.
Реликты Европы
Пойменные дубравы – это сообщества с особыми процессами роста, развития и возобновления. Здесь распространён пойменный экотип дуба, так называемый «летний» дуб, который способен переносить длительное затопление почв.
В молодом возрасте пойменный дуб относительно теневынослив, а позже становится светолюбивой породой.
Более 50% сохранившихся к настоящему времени пойменных лесов Полесья – старовозрастные.
В этих лесах сохранился комплекс видов лишайников, мхов и грибов, живущих на мёртвой древесине и старых деревьях в условиях затопления. Один из них – лобария лёгочная – уязвимый вид. В Полесье, как и в других регионах распространения, её можно встретить только на стволах старых 100-летних деревьев.
Среди краснокнижных видов растений наиболее известны своим привлекательным цветением орхидея Венерин башмачок, ирис сибирский, гладиолус черепитчатый.
К слову, некоторые виды растений, как крапива киевская, встречаются только в пойме Припяти.
Здесь живут жук-олень и большой дубовый усач. Растут дикие чёрная смородина, черёмуха, лещина, калина, ежевика, хмель.
Леса в поймах рек выполняют важные водоохранные, почвозащитные, рекреационные и другие функции. Пойменные леса сдерживают паводки, очищают воду и воздух, сохраняют почвы, обеспечивают микро- и макроклимат, а также сохраняют генетическое разнообразие многих видов.
Задачи нерешаемы
К сожалению, так случилось, что к настоящему времени около 90% всех пойменных лесов Европы исчезло. А сохранившиеся в Центральной и Восточной Европе островки этих реликтовых биотопов сегодня страдают от засух и человеческой деятельности.
Пойменные леса с их особым гидрологическим режимом и чувствительностью к хозяйственной деятельность людей более уязвимы, подвержены разрушающему воздействию окружающей среды. Сегодня они нуждаются в особом режимеиспользования.
Вот только несмотря на свою уникальность, до настоящего времени специалисты так и не выработали в отношении них единое мнение и стандартное решение по правильному, экологичному использованию.
Проведённые исследования и разработанные рекомендации по ведению лесного хозяйства в пойменных дубравах не решают все имеющиеся проблемы и задачи, не приводят к достижению всех поставленных целей.
Увы, но пойменные дубравы Полесья постепенно сокращаются. Их замещают березняки, черноольшаники, осинники. Дубравы в условиях изменяющегося на наших глазах климата восстанавливаются слабо.
Решающую роль в гибели дубовых деревьев играет изменение гидрологического режима. Меняются сроки наступления паводков, их длительность и уровень затопления.
Изменения уровня грунтовых вод, характеристик половодий, погодно-климатических факторов ослабляют деревья дуба и делают их легко уязвимыми для комплекса болезней стволовых вредителей.
Реликтовые и уникальные пойменные леса Полесья находятся под угрозой. Свой вклад в уменьшении количества пойменных дубрав Национального парка «Припятский» внесли и выпас здесь скота, и строительство дорог и нефтепровода.
Всё обваловать!
До середины XIX века воздействие человека на пойменные дубравы носило локальный характер и не имело решающего значения. В 1874 году в Полесье начала работу Западная экспедиция по осушению болот под руководством И. И. Жилинского. За 20 лет деятельности этой экспедицией на территории, которая в настоящее время входит в состав Национального парка «Припятский», было сооружено 92 канала общей протяженностью 301 километр.
Часть каналов прошли через пойменные дубравы, оказав определённое влияние на изменение гидрологического режима в непосредственной близости от них.
Основательно за изменение природы Полесья взялись с середины ХХ века. В 1960-х годах существовали планы тотальной вырубки и осушения всего огромного лесо – болотного массива между реками Ствига и Уборть.
К счастью для природы, этим планам не суждено было воплотиться в жизнь в полной мере. Создание Припятского ландшафтно-гидрологического заповедника позволило уберечь природу этой территории от уничтожения.
В состав заповедника был включён один из крупных, хорошо сохранившихся участков пойменных дубрав, Переровско-Снядинский лесной массив площадью 3339, га на правобережье Припяти в Житковичском и Петриковском районе. Но осушение и дамбирование поймы Припяти продолжилось. Институтом Белгипроводхоз в 1978 году было разработано технико-экономическое обоснование (ТЭО) инженерных мероприятий по защите от затоплений и мелиорации поймы Припяти.
Предлагалось обваловать всю Припять и низовья её притоков от верховий Припяти до Мозырского кряжа. В ТЭО не были определены никакие критерии возможного нарушения растительности и природных комплексов и мероприятий по их экологическому обеспечению.
К концу 1980-х программу по тотальному обвалованию Припяти удалось остановить усилиями учёных.
За будущее Припятских дубрав
В 1999 году был создан республиканский заказник «Средняя Припять», в состав которого вошли участки пойменных дубрав, расположенные на обоих берегах Припяти – от Пинска до Турова.
В заказнике находится более половины всех сохранившихся пойменных дубрав Беларуси. На их территории полностью не запрещена хозяйственная деятельность, но статус заказника все же обеспечивает дополнительные ограничения для её осуществления.
В 1996 году Припятский ландшафтно-гидрологический заповедник реорганизовали в Национальный парк, а уже к 2004 году для территории нового Национального парка разработали зонирование, предусматривающее уменьшение заповедной зоны.
Вышло так, что своего заповедного статуса лишился Переровско-Снядинский лесной массив, а также 2000 га пойменных дубрав.
На территории уникального массива пойменных дубрав начали строительство новой лесохозяйственной дороги, устройство стрелковых линий и проведение охот. В пойменных дубравах на обоих берегах Припяти проложили сеть лесохозяйственных дорог. А сам Национальный парк взялся вырубать дубы в пойме, за что получил от президентской Инспекции по охране животного и растительного мира повестку в суд.
Между тем, с 2013 года руководство Национального парка добивалось у Минприроды и Национальной Академии наук Беларуси одобрения изменений правил санитарных рубок в пойменных дубравах. Предлагалось разрешить рубить «в санитарных целях» не только уже сухие, но и живые деревья дуба в пойме.
В ответ на планы Нацпарка в апреле 2014 года стартовала общественная кампания «Спасём Припятские дубравы!», которую запустило товарищество экологических организаций «Зелёная сеть».
В защиту пойменных дубрав выступили крупнейшие на то время экоНГО, в том числе АПБ и «Экодом». Об угорозе утраты пойменных дубрав заговорили в СМИ, был организован сбор подписей под петицией с требованием остановить уничтожение природы Национального парка «Припятский».
В итоге государственные власти создали рабочую группу по выработке конкретных мер по улучшению санитарного состояния и восстановлению пойменных дубрав. На одном из ее заседаний, сложившуюся ситуацию по проблеме сохранения пойменных дубрав охарактеризовали примерно так: «Рубки не решат имеющиеся на сегодня проблемы в пойменных дубравах, тем не менее рубить надо».
Впрочем, сплошные санитарные рубки пойменных дубрав, на необходимости которых в Национальном парке «Припятский» настаивали некоторые представители его администрации, все же не разрешили. Не прошло и предложение Нацпарка разрешить вырубать живые дубы в пойме в процессе санитарных рубок.
В пойменных дубравах Переровско-Снядинского лесного массива провели выборочные санитарные рубки. На открытых участках поймы начали садить новые культуры дуба.
Тем не менее, хозяйственное использование пойменных дубрав на территориях Нацпарка «Припятский» и заказника «Средняя Припять» продолжается и в настоящее время. Там проводят санитарные рубки, охоты, поддерживают и развивают туристическую инфраструктуру и дорожную сеть.
В заповедную зону включить не планируют
Одним из международных договоров, которые призваны способствовать сохранению редких видов и местообитаний в настоящее время является Бернская конвенция «Об охране дикой фауны, флоры и природных сред обитания (биотопов) в Европе» (Convention on the Conservation of European Wildlife and Natural Habitats). Беларусь присоединилась к ней в 2013 году.
Согласно конвенции в Беларуси утверждён перечень наиболее уязвимых и редких видов и местообитаний (биотопов), которые наиболее важны не только для сохранения биоразнообразия нашей страны, но и Европы в целом.
В число редких и уникальных биотопов включены и пойменные дубравы, и черноольховые и ясеневые леса в долинах рек, и леса с белой ивой.
Согласно все еще действующему в Беларуси природоохранному законодательству, сохранение пойменных дубрав как редких биотопов возможно через передачу их под охрану землепользователям. Однако, как мы видим, этот статус не обеспечивает полного запрета хозяйственной деятельности на таких участках.
В заповедной зоне национального парка «Припятский» в настоящее время находится только 163,3 га высоковозрастных пойменных дубрав. Новый План управления Нацпарка, который в скором времени планируют утвердить на ближайшие все также же не предусматривает включение в заповедную зону пойменных дубрав Снядинско-Переровского массива, выведенных из неё 18 лет назад.
В этих дубравах по-прежнему можно проводить рубки, охоту, развивать туризм, строить и реконструировать дороги.