— Мой друг часто недоумевает, мол, зачем мне пруд возле дома, если я оттуда не вылавливаю рыбу. Я объясняю, что создаю живую экосистему. Даже когда меня не будет, эта живая система останется. А потребительское отношение к природе и земле это напрочь убивает, — делится своими мыслями Максим, один из жителей экопоселения.
Ладное находится недалеко от Гожи. Это место не найдёшь на карте, а навигатор будет упрямо показывать ориентир в лесу. После деревни Польница к экопоселению ведёт ухабистая дорога. Несколько домов окружены лиственным лесом, здесь часто встретишь пробегающую лису или косулю.
«В природе сорняков нет – всё полезное в огороде»
После прочтения книги Мегре несколько семей-энтузиастов решились на кардинальный переезд. Все они давно хотели перебраться поближе к природе и заниматься натуральным хозяйством. В местном сельсовете каждому выделили по гектару земли на пустынном поле. Место живописное, но болотистое с высоким уровнем грунтовых вод. Старожилы из ближайших деревень рассказывали, как колхозный трактор едва не утонул, обрабатывая эти земли.
У каждого на участке земля со своими особенностями, и каждый старается по-своему её «приручить».
— Первое время здесь даже картошка не росла. По утрам стояли плотные туманы, которые «съедали» растения даже летом. Как оказалось, почва была закислена. Лишь после того, как стали её смешивать с землёй из леса, начали получать урожаи,— рассказывает Сергей.
Мужчина долгое время занимался бизнесом, а из сельской жизни была знакома только дача. С переездом привычную работу пришлось оставить, сейчас Сергей работает только на земле и знания об органическом земледелии получает на практике путём проб и ошибок. Использование почвы, привезённой из леса, на участке оказалось эффективным.
Сергей объясняет: лесная почва плодородна за счёт листвы и веток, которые опадают – на это уходят десятилетия. При этом она практически не засорена семенами сорняков. Кстати, экопоселенцы считают, что в природе сорняков нет: всё полезное в огороде. Вот недавно Сергей скосил одуванчик – растение подсушивается, и им можно укрывать любые овощи. Главное, чтобы мульчирующий материал был без семян.
— Хорошо мульчирует землю укрывание соломой. Под ней прекрасно растёт картошка: кладётся на перепаханную землю и укрывается соломой примерно слоем в 30 сантиметров. Опревшая солома прогнивает, проседает и получается органика.
Ещё одно изобретение на участке – деревья растут на небольших холмах высотой примерно 60 сантиметров, чтобы корни не намокали. Благодаря этой хитрости начал плодоносить сад.
Через пару лет Сергей планирует доставать колодный мёд. Разводить пчёл в колодах — давний метод наших прадедушек. В условиях сокращений популяции пчёл во всём мире это прекрасная альтернатива ульям: в колоде пчёлы развиваются как в природе. Сергей смастерил колоды из липовой вагонки, сделал специальную вентиляцию и закрепил конструкцию на высоте четырёх метров.
— В природе пчёлы селятся в дупле, поэтому колоды – это имитация естественных условий. Пчёл нельзя тревожить в течение двух-трёх лет, и только потом можно доставать мёд.
«Есть люди, у которых несколько машин в гараже, а у меня – пруды возле дома»
Соседа Сергея – Максима – можно смело назвать экспериментатором. Работая ландшафтным дизайнером, многие идеи воплощает у себя на участке. К примеру, кровля в деревянной беседке покрыта растениями и мхом.
— Это у нас пока ещё в диковинку такая технология. В Норвегии зелёная кровля привычное явление. Зелёная кровля не только эстетически привлекательна, но это и своего рода терморегулятор: летом предотвращает перегрев, а зимой работает в качестве утеплителя.
Зелёная крыша состоит из мощных стропил обрешётки, гидроизоляции и грунта. Растения лучше сажать вместе с мхом: если лето засушливое, обычные травы могут высохнуть. Для зелёной кровли подходят все виды седумов и засухоустойчивых многолетников.
Пруды по видовому разнообразию не уступают естественным водоёмам.
«Есть люди, у которых несколько машин в гараже, а у меня пруды возле дома», — говорит Максим.
Как заметила его жена, пруд – это основа участка и он обязательно должен быть в экосистеме. В водном биотопе — около тридцати водных растений, из экзотики себя комфортно чувствуют розовые, красные, белые кувшинки, нимфейник, вахта. При этом вода прозрачная как в аквариуме.
Сам участок пестрит десятками растений и кустарников, растущих на зелёных террасах. Именно террасирование позволило изменить микроклимат участка и повысить растительное разнообразие.
— Изначально участок был плоский. Это был простой луг и росло на нём всего несколько видов злаков и многолетних трав. Террасы добавляют не только эстетикм возле дома, но и увеличивают площадь водосбора на участке. Ведь всё, что нужно растениям – это влага. Если растение сидит на плоском участке – оно впитывает корнями только ту влагу, которая доступна корням непосредственно у самого растения. Но если растение растёт под откосом терассы – площадь водосбора увеличивается. В качестве основы терасс беру песок из выкопанных прудов – и кустарники, и деревья не только приживаются без проблем, но и дают неплохой годовой прирост.
Задачу регулярного полива огорода и теплицы Максим решил просто — система капельного полива. Для системы требуется кубовая ёмкость для воды, недорогой дренажный насос большой производительности, пару сотен метров капельной трубы. Магистральный шланг находится под землёй, а вода набирается из пруда с помощью насоса за счёт энергии солнца. Насос включается раз в два дня на 5 минут и теперь даже в самую знойную погоду нет проблем с влагой для растений.
Почему покос травы губителен для фауны?
Растениям и деревьям здесь и правда комфортно. Максим показывает на прирост деревьев за один вегетационный период, что доказывает: терассы, капельный полив и органическая подкормка реально работают.
— Органическое земледелие требует минимального вмешательства человека. Как только человек вносит изменение в сбалансированную экосистему, там сразу возникает дисбаланс и земля требует постоянного вмешательства. Тот же покос травы губителен для фауны. Во-первых, это сокращает видовое разнообразие: покос терпят только многолетние злаковые, а однолетние уходят, во-вторых уничтожаются кладки яиц и личинки насекомых, которые непосредственно участвуют в формировании почвы. Сокращение разнообразия насекомых приводит к доминированию в биотопе определённых видов и исчезновению всех остальных. Мы плодим себе вредителей сами. Традиционная агрокультура только начинает присматриваться к роли насекомых в экосистеме биотопа. Но всё это, к сожалению, пока очень далеко от нас, а из-за практики регулярных покосов видовое разнообразие насекомых стремительно сокращается.