В субботу, 11 сентября, в Ботаническом саду прошёл Фестиваль науки. Беспилотник «Бусел М», «Атомный город» от Росатома, и лёгкие разговоры о климате – кратко о прошедшем мероприятии.
Фестиваль науки, организованный Советом молодых учёных Академии наук, прошел в Ботаническом саду в формате пикника. На нем представили свои достижения представители самых разных институтов.
Целью Фестиваля науки организаторы обозначили «повышение престижа науки в обществе, популяризация достижений белорусских ученых и мировой науки, а также привлечение учащихся и студентов к занятиям научно-исследовательской деятельностью».
Здесь можно было посмотреть на препарированную мышь зоологического музея Биофака БГУ (и там же – погладить тараканов), послушать «социологические прогнозы» Института социологии, посмотреть в микроскоп, удариться током, посадить цветок и многое другое.
Большинство из представленных разработок, конечно, прямого отношения к экологии не имеют. Но некоторые весьма интересны.
Ннапример, беспилотник «Бусел М», разработанный Центром многофункциональных беспилотных комплексов Академии наук. Его используют для мониторинга окружающей среды, для предотвращения браконьерства, в пограничных зонах, в МЧС и так далее.
Кроме того, на фестивале были представлены фотовыставка и детская научно-развлекательная площадка от «Наука 0+» (российского научного фестиваля), а также «Атомный город» от Росатома.
Атомная тема нас особенно заинтересовала.
ATOM CITY
Самой крупной и активной площадкой фестиваля в этом году стал «Атомный город», представленный госкорпорацией «Росатом».
На площадке говорили о радиации в быту и в медицине. Можно было измерить бытовые предметы на уровень радиации, зарядить телефоны, задать вопросы и получить фишки, а за фишки получить призы и так далее. Рядом работала большая детская площадка с ведущими, людьми в костюмах космонавтов и инженеров и кучей конкурсов.
Здесь же прошла лекция беларусского полярника Юрия Гигиняка о его экспедициях в Антарктику.
При чем здесь атомные станции? Организаторы уверены, что между БелАЭС и полярниками есть прямая взаимосвязь.
Вот как это пояснил ведущий мероприятия:
«Повышение уровня мирового океана, выделение в атмосферу углекислого газа – основные причины парникового эффекта, которые вызывают глобальное потепление. В 2015 году было принято Парижское соглашение по климату – основной международный договор, который реагирует и регулирует меры по снижению содержания углекислого газа в атмосфере. Обязательством Беларуси по Парижскому соглашению является сокращение выбросов парниковых газов на 28% к 2030 году по сравнению с 1990 годом. Один из способов выполнения данных обязательств – это внедрение атомных технологий, то есть чистой энергии. Только представьте, ввод в эксплуатацию Белорусской атомной станции приведёт на 7-10 миллионов тонн в год, а работающие сегодня атомные электростанции позволяют избежать выбросов около 2 миллиардов тонн углекислого газа в атмосферу каждый год. Вот, получается, как-то так. Наши атомные электростанции очень помогают нам с парниковыми газами. Вопросами экологии в том числе и занимается наш эксперт…”
Юрий Гигиняк, беларусский биолог, который 50 лет назад впервые оказался в Антарктике, все больше рассказывал истории своих полярных экспедиций, но тему изменения климата в своей лекции все же затронул. Правда, к самим изменениям беларусский полярник отнесся весьма скептически.
«Ну вот глобальное потепление, глобальное потепление. Но, как учёные доказали, накопление снега на куполе Антарктиды происходит с той же скоростью. Вот вам и загадка: с одной стороны, глобальное потепление, с другой стороны накопление снега происходит с той же скоростью..., – заявил Юрий Гигиняк. – ...Вообще, Арктика намного сильнее подвластна климатическим изменениям, чем Антарктика. Вот сейчас, например, откололся айсберг 150 километров.
Ребята, посмотрите вглубь на 30-40 лет, и вы увидите, что откалывались айсберги по 300 километров, и никто не говорил о влиянии глобального потепления. Эти айсберги лётчики наносили на карты, принимая их за острова. А через две недели их уже не было – уносило течением!»
Всего на фестивале работало четыре лекционных площадки: «Экстремальная наука», «Жить вечно», «Покидая Землю» и «Блиц-лекции». Говорили о разном: от здорового питания до квантовых компьютеров и как минимум три лекции были посвящены энергетике. Тема одной из них звучала как «Климат, не испорченный энергетикой».
И если на площадке «Атомного города» все больше говорили о пользе атомной энергетики, то здесь лектор справедливо обращал внимание слушателей на то, что «климат и экология – не одно и то же».
«Атомная энергетика является спорным решением сокращения выбросов в области экологии. Подчёркиваю: в области экологии. С точки зрения климата, получение энергии на атомной электростанции, в общем-то, совершенно.
Ведь что нужно сжигать на атомной станции, чтобы получить электроэнергию? Ничего. Есть реакция деления тяжёлых элементов, есть выработка тепла в большом количестве, но никаких парниковых газов нет.
Есть другой, быть может даже более значительный аспект, – это ядерные отходы. Ядерные отходы никак не связаны с попаданием в атмосферу парниковых газов. Но есть радиационное загрязнение».
О радиационном загрязнении на площадке «Атомного города», разумеется, не говорили. У «Росатома» не было цели рассказать о плюсах и минусах атомных технологий. Наука наукой, но пиар – превыше всего.