Поджигатели объясняют свой выбор ёмко: «просто, дёшево и эффективно»! Считается, что выжигание травы освобождает почву от вредных насекомых, семян сорняков-вредителей и служит хорошей профилактикой против вспышек клещевого энцефалита. Однако огонь не различает растения, насекомых и животных по степени «вредности» и сметает всё на своём пути…
«Палы сухой растительности – ежегодная сезонная проблема для большого количества людей, которая из-за бездумного отношения одного человека может обернуться огромной потерей для окружающих и природы», – делится Сергей Машнов, официальный представитель Брестского областного управления МЧС.
Горящая трава становится настоящим стихийным бедствием и одной из причин большинства пожаров в лесах и на торфомассивах. Поэтому законодательством Республики Беларусь предусмотрена ответственность для лиц, виновных в таких возгораниях. Статья 15.57 Кодекса об административных правонарушениях гласит: незаконное выжигание сухой растительности, трав на корню, а также стерни и пожнивных остатков на полях либо непринятие мер по ликвидации палов на земельных участках влекут наложение штрафа в размере от 10 до 40 базовых величин.
А когда стихия выходит из-под контроля граждан, она наносит непоправимый ущерб не только природе и имуществу граждан, но и приводит к непредвиденным и плачевным последствиям: огонь наносит урон здоровью людей и влечёт за собой главную потерю – человеческую смерть. Так, из-за пренебрежения правилами пожарной безопасности и экологической безграмотности за 2016 год только в Брестской области известно три факта выжигания сухой растительности, когда огонь перекидывался на частные строения и наносил ущерб народному хозяйству, окружающей среде и самому человеку.
Один из инцидентов произошёл в Бресте: местный житель 1971 года рождения, находясь в состоянии алкогольного опьянения, уснул при выжигании сухой растительности на приусадебном участке, вследствие чего получил термический ожог 3 степени ног и поясницы.
Но более устрашающая картина была в 2015 году, когда на Брестчине произошло 6 смертей, связанных с выжиганием сухой растительности. Трагедии случились в Барановичском, Пружанском, Берёзовском, Малоритском и Брестском районах.
К примеру, в городском посёлке Антополь Дрогичинского района погиб 71-летний пенсионер, сжигая мусор и прошлогоднюю траву на своём приусадебном участке, в деревне Хмелевка Малоритского района при таких же обстоятельствах погибла 85-летняя женщина, страдающая ишемической болезнью. В Пружанском районе погибла 79-летняя пенсионерка, которая разводила костёр на территории кладбища и, почувствовав недомогание, упала в костёр. В Берёзовском районе мужчина в возрасте 60 лет выжигал сухую растительность, упал в горящую траву и погиб.
«Как правило, несчастные случаи в результате палов травы происходят с людьми пожилого возраста: при выжигании травы пенсионеры перестают контролировать ситуацию, начинают волноваться, к тому же вдыхают продукты горения – им становится плохо, что и приводит к гибели в горящей траве. Поэтому не будет лишним горожанам, чьи пожилые родственники проживают в деревнях, приехать и помочь навести порядок на участке, чтобы избежать этой беды», – объясняет официальный представитель Брестского областного управления МЧС.
Зачастую умышленное выжигание сухой растительности может нести глобальные последствия для окружающей среды: стихия перебрасывается на экосистему – леса и торфяники.
«В прошлом году для мониторинга пожароопасной ситуации, в частности в экосистемах, были привлечены сотрудники МЧС, Брестского лесхоза, МВД и органы местного самоуправления. За это время было проведено более 4000 рейдов по недопущению пожаров в природных экосистемах на территории Брестской области. За выявленные нарушения было составлено более 200 административных протоколов, в том числе и по поводу выжигания сухой растительности. Подготовка к весенне-летнему пожароопасному сезону у нас проходит всегда очень активно: проводятся массовые рейдовые мероприятия, где жителям даётся информация о правилах пожарной безопасности и недопущении сжигания сухой растительности», – подчёркивает Сергей Машнов.
Сергей Витальевич отмечает, что в прошлом году произошло на порядок меньше пожаров в природных экосистемах по сравнению с 2015 годом: за 2016 год зарегистрировано 322 случая возгорания на площади почти 170 га, в 2015 году таких случаев более 2500.
Одним из последних масштабных палов на территории Брестского района в этом году стало выжигание травы в деревне Щебрин. Территория сгоревшей растительности составила 3 гектара.
1. Травяные пожары приводят к заметному снижению плодородия почвы. 2. Травяные пожары наносят существенный ущерб опушкам леса, уничтожают молодую древесную поросль, служат одним из главных источников пожаров в лесах и на торфяниках. 3. Травяные пожары наносят существенный ущерб биологическому разнообразию многих типов травяных экосистем. 4. Травяные пожары часто приводят к повреждению различных хозяйственных построек - домов, сараев, линий электропередачи и связи, деревянных мостов и других объектов. 5. Травяные пожары могут служить причиной гибели людей - даже несмотря на то, что непосредственной угрозы для жизни человека каждый конкретный поджог травы, на первый взгляд, не несёт.
Приведённых аргументов вполне достаточно для того, чтобы отказаться от практики преднамеренного выжигания сухой травы и добиваться максимально возможного сокращения травяных палов, происходящих вследствие неосторожного обращения с огнём или злого умысла.