16.02.2017 / 16:02

В Подмосковье и Татарстане планируют построить мусоросжигательные заводы. Экологи забили тревогу и объединились в мирном протесте против сжигания и за переработку отходов. В Беларуси тем временем мусор отнесли к альтернативной энергетике и задумываются о том, чтобы сжигать его в коммунальных котельных.

В новый Альянс вошли экологические организации Гринпис России, «РазДельный Сбор» и «ЭКА». Активисты будут информировать население России об опасностях, которые несёт применение мусоросжигательных технологий. Альянс опубликовал меморандум, в котором описал принципы и основные позиции по решению проблемы мусора в России.

Экологи отмечают, что вектор на приоритетное использование технологий мусоросжигания противоречит действующему законодательству и основным направлениям государственной политики в сфере обращения с отходами в РФ. 

Мусоросжигание опасно для здоровья населения. При сжигании твёрдых коммунальных отходов (ТКО) образуется множество вредных веществ, в первую очередь, полициклические ароматические углеводороды (ПАУ), токсичные тяжелые металлы и диоксины (сильнейшие канцерогены и мутагены). 

Зарубежные исследования подтверждают существование зависимости состояния здоровья людей от близости их проживания к МСЗ. Отсутствие раздельного сбора отходов в России подразумевает попадание в состав твёрдых коммунальных отходов опасных материалов, повышая вредное воздействие МСЗ на окружающую среду.

В Меморандуме подчёркивается: МСЗ не решают проблему накопленных отходов и свалок. Подвергать сжиганию содержимое многолетних свалок ещё более опасно, так как ТКО на этих свалках не только перемешаны, но уже и вступили в реакцию друг с другом, образуя неисследованные соединения. Единственный приемлемый способ ликвидации свалок – это их грамотная рекультивация. 

Сжигание твёрдого топлива из ТКО равнозначно сжиганию самих ТКО. Это обусловлено тем, что в состав твердого топлива из ТКО входят все те же фракции, что и в ТКО, включая опасные отходы, которые при горении образуют высокотоксичные соединения. Использование данного топлива ведёт к уничтожению полезных ресурсов, нарушает принципы циклической экономики и препятствует устойчивому развитию.

Опыт зарубежных стран, использующих мусоросжигание, рассматривается однобоко и не является примером для подражания.

Закупающая у соседей мусор Швеция как раз и является аргументом против МСЗ. Высокий уровень раздельного сбора и переработки собственных отходов не оставляет сырья для поставок на уже существующие МСЗ. Шведы стали заложниками ошибочной политики предыдущих лет, направленной на уничтожение ресурсов.

Энергия от сжигания ТКО не является возобновляемой. Её получают из возобновляемых природных ресурсов (солнечный свет, ветер, приливы и т.д.), которые пополняются естественным путём. ТКО содержат фракции, произведённые из исчерпаемых источников энергии (нефть и газ). Приравнивать энергию от сжигания ТКО к возобновляемой – неверно, особенно в свете того, что сжигание – это уничтожение природных ресурсов, которые можно вернуть во вторичный оборот.

Экологи видят решение проблемы с мусором в развитии раздельного сбора отходов среди населения. 

 

Минприроды Беларуси предлагает производить RDF-топливо и сжигать отходы

Ряд направлений, которые предлагает развивать Минприроды, вызвали критику у независимых экологов. Например, ведомство предлагает сжигать несортированные коммунальные отходы на специализированных ТЭЦ или мусоросжигательных заводах, строительство которых запланировано в ближайшие годы в пригородах Минска; производить RDF-топливо из твёрдых коммунальных отходов для использования в цементной промышленности. 

— Производство RDF-топлива и сжигание мусора — это самый неустойчивый способ обращения с отходами. Если в какой-то стране говорят о планах сжигать мусор, то наряду с этими идеями развиваются и предотвращение образования отходов, их переработка и повторное использование, — рассказывает Зелёному порталу Наталья Блыщик из Центра экологических решений. — По приоритетности в Беларуси должна стоять задача предотвращения образования отходов, а сжигание — самый последний метод борьбы. Пока у нас не будут налажены другие стадии, мы не можем переходить к сжиганию. В Германии, например, есть такие практики сжигания RDF-топлива только на цементных заводах. Но там уровень сортировки отходов абсолютно другой. И сбора опасных отходов от населения тоже. Пока по сортировке и переработке мы не достигнем уровня Польши или Германии, рано говорить о сжигании RDF-топлива. Мы поинтересовались у сотрудников предприятия, которое планирует производить такой вид топлива под Минском: «Как вы будете сортировать опасные отходы, например, батарейки, которые категорически нельзя сжигать?» Но там не знают ответ на этот вопрос. При создании подобных таких заводов подразумевается, что опасные отходы туда попадать не будут. Но все знают уровень сортировки мусора в Беларуси. Всё, что люди выбрасывают в контейнеры, пойдёт на производство RDF-топлива. 

Сжигание его в коммунальных котельных, согласно принятой в августе концепции по использованию RDF-топлива, — это вообще преступление против человека и окружающей среды! Сразу пойдёт отравление прилегающих территорий, — предупреждает она.

Автор:
Фотограф:
Адкрытыя інтэрнэт-крыніцы
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость