Понимание того, что люди и природа – неразрывное целое, и эту гармонию надо защищать, всерьёз пришло к Глушакову в 90-е годы.
– Это было время дикого капитализма, когда деньги делались из ничего. А точнее – и на человеческой крови, и на уничтожении матери-природы.
В 1993 году нашей группе социальных активистов стало известно о том, что берёзовую рощу в природоохранной зоне возле Кленковского водозабора собираются вырубить под коттеджи. Мы подняли этот вопрос на встрече с тогдашним мэром Гомеля Светланой Гольдаде, которая обещала разобраться с проблемой. Однако незаконное строительство и вырубка деревьев продолжались. От отчаяния нашим активистам пришлось прибегнуть к достаточно радикальным действиям.
Но, конечно, в идеале такие проблемы должны решаться самой властью на основании закона. Но для этого нам необходима ответственная власть.
Экс-председатель беларусских «Зелёных» отмечает, что сегодня поменялись люди у власти, но не поменялась суть самой системы.
– В стране продолжаются те же социально-экономические процессы, которые раньше обозначались очень чётко – «первоначальное накопление капитала». Ради денег и природу, и человека подвергают беспощадной эксплуатации.
Вместе с тем, отмечает Юрий Глушаков, экологическое сознание людей за последние годы заметно выросло. Жители микрорайонов всё чаще самоорганизуются для отстаивания своих прав. Примером могут служить протесты жителей против уплотнительной застройки на улице Волгоградской и Тимофеенко. К слову, на Волгоградской победа осталась за жильцами, а вот на Тимофеенко уже более года длится противостояние.
Какая она программа кандидата?
– Я иду на эти выборы не ради того, что бы стать частью системы. Просто я не согласен со многими вещами, которые происходят у нас: падение уровня жизни, прогрессирующее бесправие, уничтожение природы. У меня есть силы и желание говорить об этом. Депутатские полномочия могли бы придать этим словам вес - мнение моих избирателей. Ради этого я участвую в выборах, – говорит активист.
Болевыми точками города активист Беларусской партии «Зелёные» называет массовую вырубку деревьев, уплотнительную застройку, строительство новых и расширение старых транспортных магистралей, увеличение количества автомобилей, а следовательно, вредных выбросов в атмосферу и шумового загрязнения.
Отдельной строкой можно выделить качество продуктов питания, при изготовлении которых коммерческие производители всё чаще используют химические добавки и ГМО-компоненты. Как отмечает кандидат, в своей программе он хотел обойтись без «дешёвого популизма».
– Моя программа в её экологической части учитывает, как национальные и городские тенденции, так и специфику Центрального района. В частности, микрорайон «Мельников луг» самой природой предназначен для того, чтобы его жители могли наслаждаться близостью водоёмов и зелёной зоной. Однако сегодня этот район – мегалитическое сборище многоэтажных домов, дворы которых почти лишены зелени и детских площадок. Зато забиты автомобилями. Старые планы советских архитекторов, предполагавшие здесь создание «гомельской Венеции», отброшены в сторону. Вместо планировавшихся ранее пешеходных зелёных бульваров – всё та же уплотнительная застройка.
Есть и новые проблемы. Купаться в местных водоёмах ныне строго запрещено. Зато в местах традиционного отдыха гомельчан организовываются платные пляжи.
Мы намерены вернуть Гомелю статус самого зелёного города Беларуси и сделать жизнь в нём и комфортной, и гармоничной в отношениях с природой.
– Благоустройство города – это хорошо. Но сейчас есть и более глобальные проблемы, которые необходимо решать на национальном уровне. Например, строительство АЭС в Островце и последствия аварии на ЧАЭС.
– К Беларусской АЭС, как и к ядерной энергетике в целом, я отношусь отрицательно. Это касается Чернобыльской АЭС и других атомных станций в Украине, Германии, Франции или США, а также планов строительства атомной станции в Польше.
Но, к великому сожалению, я не в силах остановить строительство АЭС в Островце сейчас. Слишком большие финансовые интересы за этим стоят. Давать много пустых обещаний, не имея возможности реально влиять на проблему, – не в моих правилах. Тем более, что это вполне конкретная проблема, требующая такого же решения.
Что касается позиции беларусских властей в отношении ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, то сегодня она во многом продиктована как давлением МАГАТЭ, заинтересованном в минимизации негативной информации о радиационной угрозе, так и диктатом Международного валютного фонда, требующего неуклонного сокращения социальных программ.
В случае избрания депутатом в области радиационной безопасности я намерен добиваться большей прозрачности в этих процессах. Следует привлекать независимых экспертов и обеспечивать полную открытость информации о заболеваемости и смертности в регионе.
– Сможете ли продвинуть интересы «зелёных» беларусов?
– Я являюсь сторонником интегрального социализма, который должен объединить лучшие достижения социальной теории и практики. Экологическая составляющая переустройства мира на началах гармонии и справедливости для меня очень важна. Как собственно, она важна и для людей, которые сильно страдают в условиях современного глобального капитализма как от агрессивного разрушения социальной сферы, так и окружающей среды.
О себе, как о политике, мне говорить сложно. Я не являюсь профессиональным политиком. Я зарабатываю на жизнь самостоятельно. В принципе к касте партийных и политических функционеров отношусь скорее отрицательно. Я позиционирую себя как общественного активиста.
Кстати, в 2010 году Юрий Глушаков собирался идти кандидатом в президенты, даже зарегистрировал инициативную группу, но не собрал необходимое количество подписей.