18.03.2016 / 01:03

Японские специалисты стали активно посещать Гомельскую область после аварии на АЭС в Фукусиме в 2011 году. Несмотря на то, что радиационная нагрузка в фукусимской префектуре в десять раз меньше полученной жителями Гомельщины, им есть чему поучиться у беларусских учёных.

Новая кафедра

В первую очередь японцев интересует любая информация о преодолении последствий катастрофии в масштабах региона, а именно здоровье людей и очищение сельскохозяйственных и промышленных территорий.

Повышенный интерес к данной проблеме привёл специалистов из Страны восходящего солнца в Гомель. В местном медуниверситете специальный курс по радиационной медицине появился ещё в 1993 году. Гомельские специалисты показали учебные программы японским коллегам и поделились своими наработками. Осенью 2015 года в Фукусимском университете открылась кафедра радиационной медицины, а на данный момент к изданию готовится специальный учебник.

Заведующий кафедрой общей гигиены, экологии и радиационной медицины Гомельского медуниверситета Владимир Бортновский выразил сожаление, что спустя три десятилетия после Чернобыля грамотность по радиационной безопасности остается низкой и у нас.

Владимир Бортновский
Владимир Бортновский

— Значительная часть жителей загрязнённых районов из-за отсутствия правильных представлений о формировании радиационных эффектов продолжает полагать, что любое отклонение в состоянии здоровья — результат аварии, — говорит он.

Предупреждения были

Делегация из Гомеля недавно побывала в Фукусимском мед­университете. Владимир Бортновский рассказал коллегам об опыте ликвидации последствий и сравнил две катастрофы.

Главной причиной обоих по многочисленным экспертизам признан человеческий фактор. Трагедия в Японии наступила в результате землетрясения и цунами, но специалисты в сфере атомной энергетики задолго до катастрофы предупреждали о возможности затопления станции водой и неименуемом взрыве. В итоговый проект была заложена максимальная высота волны в восемь метров, а в тот роковой день она достигла четырнадцати.

Японские специалисты сообщили о том, что ещё сорок лет назад между разработчиками реактора возник конфликт. Трое из них в докладной записке указали, что в расчётах есть ошибки, которые приведут к взрыву, как только произойдет сбой в системе охлаждения. Но к прогнозам никто не прислушался. Ядерщики, не пожелавшие подписывать контракт, ушли в отставку.

Подобная ситуация наблюдалась и в СССР в отношении ЧАЭС. Множество фактов на эту тему описано в книге Николая Карпана «Чернобыль. Месть мирного атома». На момент катастрофы автор занимал должность заместителя главного инженера по науке и ядерной безопасности ЧАЭС.

Специалисты указывали на конструкторские просчеты и забрасывали письмами Госатом­энергонадзор. Из-за шумихи план выработки электроэнергии в Союзе мог оказаться под угрозой, — рассказывает Владимир Бортновский. — Поэтому в 1984 году в Москве срочно создали межведомственный совет, который решил временно узаконить имеющиеся отступления от норм, а переделку реактора отложить на несколько лет, до наступления плановой реконструкции. В издании также сказано, что работники станции продолжали беспокоиться. И опасения были не беспочвенными. Курский инспектор по ядерной безопасности выявил три десятка грубейших нарушений, и за пять месяцев до катастрофы направил заключение правительству страны...

Советские специалисты проигнорировали и опыт американцев, когда у них случилась авария на АЭС «Три Майл Айленд» в 1979 году. Руководство страны советов считало, что на ЧАЭС работают специалисты с высшим образованием, а на американской станции всего лишь отставные военные с атомных подводных лодок.

Президент Джимми Картер покидает АЭС Три-Майл-Айленд после личного визита 1 апреля 1979 года.
Президент Джимми Картер покидает АЭС Три-Майл-Айленд после личного визита 1 апреля 1979 года.

Под колпаком

В случае с фукусимской АЭС также оправдался прогноз обеспокоенных ядерщиков. Цунами вывело из строя дизель-генераторы, которые подают энергию в аварийной ситуации. По этой причине не было возможности обеспечить охлаждение реакторов, чтобы вывести их из активного режима. Перегрев в итоге привёл к взрыву водорода, здания разрушились, и радиоактивные вещества оказались во внешней среде.

Дозиметр, установленный у входа в Фукусимский медуниверситет, показывает 12 микрорентген в час
Дозиметр, установленный у входа в Фукусимский медуниверситет, показывает 12 микрорентген в час

На данный момент на «Фукусиме-1» на трёх повреждённых энергоблоках сооружают специальные укрытия. Они должны «закрыть» ядерное топливо, которое охлаждается до сих пор. На объекте занято около семи тысяч человек. Восстановительные работы планируют завершить в 2020-м.

Владимир Бортновский отмечает, что сам город напоминает фотографию того ужасного времени: «застывшие» брошенные дома и транспорт как будто ждут своих хозяев. В ближайшее время сюда вряд ли кто-то вернётся, хотя эти места, как и в Чернобыле, уже облюбовали туристы.

Читайте также:

Японский ученый презентовал в Гомеле новые способы снижения содержания радиации в растениях

Автор:
Фотограф:
gp.by, gomelstreet.info, img2.ntv.ru, sciencealert.com, wikimedia.org
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость