Перечень сведений, относящихся к экологической информации, утратил силу с выходом Постановления Минприроды №17 от 26 мая 2016 года. Он состоял из 18 пунктов, содержащих комплексные критерии оценки окружающей среды. Например, в разделе «Атмосферные и климатические ресурсы» учитывались качество атмосферного воздуха, состояние озонового слоя, озоноразрушающие вещества, радиоактивное загрязнение атмосферного воздуха, климатические характеристики. В категории «Земельные ресурсы, почвы, экологическое состояние территорий» описывались состояние почвенного покрова, антропогенное влияние, радиоактивное загрязнение земель, их учёт, использование, мелиорированные территории, территориальные комплексные схемы охраны окружающей среды, озеленение городов. В «Водных ресурсах» — состояние поверхностных и подземных вод, качество питьевой воды, радиоактивное загрязнение поверхностных и подземных вод, использование водных ресурсов. В «Растительных» — состояние, антропогенное влияние, лесное хозяйство, водно-болотные экологические системы, радиоактивное загрязнение, использование и реабилитация растительных ресурсов, редкие и исчезающие виды, чужеродные виды.
Точно так же подробно рассматривались ресурсы животного мира; особо охраняемые природные территории; биологическое разнообразие и его компоненты, включая генетически измененные организмы; сейсмические и геомагнитные события, чрезвычайные ситуации; обращение с отходами; состояние геологической среды, влияние добычи и использования полезных ископаемых; здоровье населения; безопасность, условия жизни людей, состояние объектов культуры, зданий и сооружений в той степени, в какой на них воздействует или может воздействовать состояние элементов окружающей среды.
К экологической информации относились отчёты о результатах проведения оценки воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности; государственные кадастры природных ресурсов, данные мониторинга окружающей среды, статистические данные, базы данных о состоянии природной среды в различных отраслях экономики; экологическая сертификация на соответствие требованиям международных стандартов ИСО серии 14000.
Отдельно исследовались экологическая политика и государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды.
Сюда включались международные соглашения, законодательство Республики Беларусь, госстандарты, нормы и правила, технологические и нормативы качества в области охраны окружающей среды, экологические национальные планы и программы, экономические инструменты регулирования природопользования и защиты от загрязнения от загрязнения и других форм деградации, затраты на охрану окружающей среды, международное сотрудничество, техническая и консультативная помощь, вовлечение экологических неправительственных организаций, экологическое образование, просвещение и воспитание, ресурсосберегающие и природоохранные технологии, экологические исследования и разработки, а также иные сведения, относящиеся в соответствии с Конвенцией о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхусской), утверждённой Указом президента Республики Беларусь от 14 декабря 1999 года.
«То есть это был весьма конкретный перечень, — комментирует юрист ОО «Экодом» Григорий Фёдоров. — Его следовало не отменять, а обновить, сделать более полным и непременно открытым, не исчерпывающим. И принять его лучше всего было бы на уровне Совета министров, а не Министерства природных ресурсов».
«Документ отменили, так как, по мнению Минприроды, он старый (2003 года), утратил актуальность и сейчас достаточно нормы статьи 74 Закона «Об охране окружающей среды», — поясняет юрист. — Данная статья устанавливает состав, источники и виды экологической информации, формы её предоставления и распространения. Перечня информации в ней нет. Это вызывает проблемы у правоприменителей.
Как показывает наша практика, нормы статьи 74 слишком общие и сложны для понимания даже на уровне судов.
Мы неоднократно сталкивались с ситуацией, когда информация, подпадающая под определение статьи 74 (а иногда и перечисленная в отменённом перечне), называлась государственными органами «не относящейся к экологической информации» (например, в случае Схемы охраны окружающей среды г. Минска и Минского района. — Прим. ред.). И лишь обращение в Минприроды или обжалование в вышестоящем государственном органе в некоторых случаях помогало исправить ситуацию».
Напомним, согласно Орхусской конвенции, которую Беларусь ратифицировала в 2000 году, граждане имеют право на получение информации, участвие в принятии решений и доступ к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды.