С радостью прочёл в районной газете об акции по уборке леса, инициатором которой традиционно выступает Минлесхоз. Всегда стараюсь откликаться на такие инициативы.
Прибыв на место сбора в назначенное время, узнаю, что убирать будем всё те же Сорочанские озёра, а точнее – организованные стоянки возле них. И, как всегда, представителей заказника среди энтузиастов нет.
Разделились на две группы – и вперед. Сразу с поворота на Ёди началась работа. Мусор, который лежал тут два месяца назад, дождался нас: куча только разрослась.
Основные локации – это подходы к озёрам, мостки, зона прибоя, где скапливается мусор, который попал в озеро. Установленные на стоянке озера Губеза ящики для мусора переполнены, всё вокруг завалено. Возможно, если бы мусор вывозили по мере наполнения контейнеров, то его не бросали бы где попало?
Когда два года начали убирать в этих местах, я думал, что каждый последующий раз «остатков цивилизации» будет меньше, и мы постепенно будем расширять зону охвата. Но чуда не произошло: на стоянках у озёр Кайминное, Ёди, Губеза набрался полный прицеп мусора. И опять стоянки заказника убирают лесники и школьники, а не те, кому они принадлежат.
Мне не понять отдыхающих, которые оставляют после себя горы мусора, среди которых основное – бутылки от спиртного. И не понять руководство заказника, которое расписалось в собственном бессилии в вопросе наведения порядка на вверенной их заботе территории.
Гродненский Зелёный портал много раз писал о том, что Сорочанские озёра утопают в мусоре, но администрация заказника не видит проблем.
Экоактивисты заметили, что в последние два-три года наблюдается большой рост числа посетителей природоохранной территории и самовольных стоянок. Это как раз совпало со строительством Островецкой АЭС. В районе действительно стало больше людей: сюда приезжают рабочие, занятые на стройке.
В итоге антропогенная нагрузка на заказник увеличилась, и существующая инфраструктура не справляется с количеством отдыхающих. Повсюду видны кострища и разломанные мусорные контейнеры. На ключевых стоянках, например на озере Кайменском, беседки в аварийном состоянии. На большинстве стоянок нет туалетов. А где есть — в не самом хорошем состоянии.
Мусор складируется в неустановленных местах, отсутствует достаточное количество контейнеров. Берега р. Страча возле населенных пунктов также загрязнены бытовым мусором. Имеют место факты незаконного предоставления земельных участков и строительства в границах этого заказника.
Хотя ещё в прошлом году были неоднократные обращения общественности в Гродненский комитет природных ресурсов по поводу мусора в заказнике «Сорочанские озёра». Представители комитета, приехавшие на место, нарушений природоохранного законодательства так и не нашли: ни в первый, ни во второй и третий разы с июня по сентябрь 2016 года.
— Получается, что во время двух уборок «Зробім!» в заказнике тракторные прицепы мусора мы собирали неизвестно где? Я надеюсь, что совместными усилиями удастся навести порядок в этих красивейших местах, и особо охраняемыми природными территориями они будут по факту, а не по названию, — отмечает региональный координатор «Зелёного дозора» Игорь Пастухов, который регулярно фиксирует нарушения природоохранного законодательства и пишет жалобы.
Почему Сорочанский заказник нужно беречь?
С Сорочанских озёр начинается беларусское поозерье. На территории заказника 12 озёр и 4 водоёма вытянуты в цепочку примерно на 20 км. Все они абсолютно разные, с разными экосистемами и типажами. Животный мир богат и разнообразен, много краснокнижных видов, редких земноводных. Заказник не зря назван ландшафтным – горки, холмы, котловины, которые заполнены озёрами – это по-настоящему красивое пейзажное место. Заказник стоит на коридоре миграции птиц. По оценке специалистов, в весенне-осеннее время в заказнике можно наблюдать 85% видового состава птиц Беларуси.