В этом году Национальный парк «Беловежская пуща» вместе с ОО «Ахова птушак Бацькаўшчыны» при поддержке Франкфуртского зоологического общества начали реализацию проекта по исследованию экологии волка. Хищника этого в наших краях, мягко скажем, недолюбливают. А егеря вообще считают его злейшим врагом за то, что вырезает копытных — потенциальную охотничью дичь. Однако на время исследований на охоту на волка в границах пущи наложен мораторий. Волков отлавливают с помощью специальных капканов, не травмирующих лапу зверя. Их устанавливают рядом с проторенными звериными тропами, присыпают землёй и поливают волчьей мочой, чтобы подманить серого хищника. Пойманного зверя обездвиживают, измеряют основные параметры, навешивают на него ошейник с передатчиком — и отпускают восвояси. Через GPS-навигацию приёмник определяет координаты животного, записывает их по заданному графику и в определённое время передает на компьютер в виде SМS. Полученные координаты позволяют отслеживать перемещение волка и находить места его лёжек или приёма пищи.
Первого из волков удалось поймать и снабдить передатчиком в начале сентября. В ноябре — ещё трёх. Причём все трое «новеньких» попали в капканы, установленные на проселочных дорогах в границах парка, неподалёку от мелиоративных каналов.
«Мы видим, что волки в пуще вообще предпочитают открытые пространства. Они много времени проводят на болотах и мелиорированных землях», — говорит координатор проекта Виктор Фенчук. По мнению исследователя, такие места богаты дичью, которая служит пищей для хищников. Кроме того, в мелиоративных каналах обитают бобры — любимое лакомство волков. После засушливого лета входы в бобровые норы оказались на виду, и симпатичные грызуны стали лёгкой добычей.
«Любопытно было бы посмотреть, изменятся ли территориальные предпочтения волков в следующем году, когда уровень воды в каналах повысится и скроет бобровые норы. Возможно, нам удастся это узнать. Батарейка в передатчике может работать до года, значит, всё это время мы сможем получать информацию о перемещении наших волков», — говорит Виктор.
Кроме того, учёные задаются вопросом, окажутся ли какие-нибудь из их «подопечных» в одной стае. В зиму волки, как известно, сбиваются в стаи, чаще всего по родственному признаку, и лишь с наступлением периода размножения расходятся. Пока видно, что «меченые» хищники бродят в разных уголках пущи. Пятилетний самец весом 41 кг вообще направился в Гродненскую область к самой границе с Польшей и, не исключено, вот-вот её перейдет. Впрочем, благодаря роумингу учёным удастся проследить его и там.
Серые хищники с ошейниками наверняка ещё расскажут о себе исследователям немало интересного — если уцелеют. Увы, волчья жизнь полна опасностей, которые исходят в первую очередь от человека. Так, волк «номер один», большой любитель долгих ночных переходов (успел покинуть пущу, пройти около 100 км в сторону Берёзы и вернуться), забрёл в охотничьи угодья и был застрелен во время загонной охоты на копытных. В такую же беду едва не попала молодая самка: к счастью, егерь вовремя сумел остановить выстрел азартного охотника. Сейчас в беларусской части пущи, по данным научного отдела нацпарка, обитают около 20 серых хищников, которые свободно передвигаются на польскую территорию и обратно. В Польше, к слову, охота на волка запрещена круглый год: там он, как и во многих других странах Европы, занесён в Красную книгу. У нас же, как оказывается, и мораторий на охоту не всегда служит ему защитой…